В Азербайджане выплаты пенсий определяются традициями страны

Жалобы пенсионеров на низкий размер пенсий усугубляются возникающими проблемами и при их выплате: продолжительные отсрочки, мытарства по почтам и сберкассам, служащие которых в качестве безапелляционного аргумента ссылаются на отсутствие средств.

И если в ближайшей перспективе не ожидается существенных изменений в сумме пособия, то пенсионеры просят хотя бы отрегулировать непосредственно механизм его получения. За комментариями по этому поводу мы обратились к первому заместителю министра труда и социальной защиты населения Азербайджана Ильгару РАГИМОВУ.

– Каким образом осуществляется выплата пенсий и какие изменения ожидаются на этот счет в будущем?

– Все, что связано с выплатой пенсий или других социальных расходов, имеет отношение к банковской системе, которую тем не менее мы не должны принимать как некую обязательную форму. Дело в том, что в стране сложились определенные традиции, обусловленные использованием почтовой инфраструктуры.

Этот метод позволял приносить пенсию непосредственно пенсионеру на дом. За это выплачивались комиссионные для зарплаты почтальонам. Но настало время реформ, поскольку почта уже не справляется полностью с возлагаемыми на нее функциями. Обнаружено много неточностей в работе почтовой сферы, в том числе неправильный учет расходованных средств, наличие лазеек, благоприятствующих обману.

Банковская система представляется более совершенной методикой, поскольку четко отслеживает правильность построения бухгалтерского учета и потока финансовых средств. Доверие к банку, как финансовому органу, значительно выше. Однако в Азербайджане почта обладает более разветвленной системой, нежели банки.

Учитывая ситуацию, по моему мнению, надо создавать совершенную процедуру выплаты пенсий, которая будет способна учитывать и почтовые, и банковские услуги. То есть, использовать инфраструктуру почтовой системы и и заложить в нее какие-то банковские технологии, процессы. Такой симбиоз позволит более эффективно осуществлять процесс оплаты пенсий. Предлагаются и другие варианты – создание специальных органов для выплаты пенсий при ныне существующих “собесах” или фондах социальной защиты.

– Есть ли для этого реальные предпосылки?

– Конечно. Мы неоднократно говорили о введении индивидуального учета в рамках пенсионной реформы. С этой целью предполагается даже обучение работников, занимающихся выплатой пенсий. На сегодняшний день уже используется двухканальная выплата пенсий, посредством почты и банков. При этом городские жители предпочтение отдают банковской системе, поскольку она превалирует именно в городах.

Методы выплаты пенсий определяются исходя из традиций самой страны, менталитета и по желанию пенсионера, которому достаточно написать заявление в собес с указанием той формы получения пенсии, которую лично он приемлет.

– А по какой причине задерживается выплата пенсий?

– Иногда это происходит из-за нехватки финансовых средств. Но приходилось сталкиваться и с ситуацией, когда почты использовали деньги пенсионеров не по назначению, а в своих целях, вплоть до хищения или выплачивания каких-то ссуд, что, естественно, преследуется законом. Я не хочу отнести эти обвинения ко всей почтовой системе, но факты остаются фактами. А в банках такие нарушения менее вероятны, поскольку там четкая финансовая отчетность.

К тому же почта всегда была монополистом. Однако как только мы наладили выдачу пенсий через банки и уменьшили комиссионные, на почте вынуждены были сделать то же самое – снизить свои комиссионные с 2,4% до 0,9%. Я думаю, что дух конкуренции будет стимулировать их правильно работать.

– Как можно совместить конкурирующие структуры и создать на этой базе симбиоз, о котором вы упоминали выше?

– В данном случае я имел в виду не классическую форму конкуренции, направленную на захват рынка, а инструменты воздействия на методы выплаты пенсий со стороны нашего министерства.

То есть, банк посредством почты может доставить деньги потребителю в любой регион страны, не охваченный банковской инфраструктурой. Пока мы отдаем предпочтение госбанкам, поскольку не хотим рисковать деньгами пенсионеров.

Также, в будущем, можно устанавливать на улицах банкоматы, тогда пенсионер будет избавлен от необходимости обращаться непосредственно в банк. Его пенсия будет накапливаться на кредитной карточке, посредством которой пенсионер в любом банкомате сможет снять принадлежащие ему средства наличными деньгами.

– Насколько близко к нам это будущее?

– Это напрямую связано с пенсионной реформой, которая в настоящее время готовится.

– А что насчет собесов, деятельность которых подвергается критике со стороны населения?..

– Этот вопрос является одним из ключевых в системе пенсионной реформы. В концепции четко показано, что сегодня в пенсионной системе сконцентрировано несколько структур: Пенсионный фонд, собирающий средства, собесы, назначающие пенсии, банки и почты, занимающиеся их выплатой. А мы предлагаем создание единого пенсионного органа, который будет осуществлять все эти функции: вести индивидуальный учет работающих и пенсионеров, собирать средства на соцстрахование, заниматься назначением и выплатой пенсий, то есть решать весь комплекс взаимосвязанных вопросов. Мы думаем, что для этого должно быть создано единое государственное агентство. Это будет возможно по ходу проведения реформы, буквально через 2-3 года после ее начала.

Что касается собесов, то их деятельность ежегодно проверяется и обсуждается на коллегии, но негативные моменты по вине отдельных сотрудников чисто административными методами не изживешь. Поэтому, чтобы защитить пенсионеров от злоупотреблений, вводится система индивидуального учета, предусматривающего накопление информации на компьютере. Компьютер, а не инспектор будет осуществлять назначение пенсии, таким образом будет минимизировано влияние человеческого фактора. Данная система покончит и с бюрократией. Если сегодня в собесе превалирует засилье справок, то мы намерены устранить эти моменты и избежать обременительной бумажной волокиты.

– Какие еще важные социальные проекты сейчас реализуются?

– Очень важно обсуждение закона о занятости – скоро этот документ во втором чтении будут обсуждать депутаты Милли меджлиса. В нем законе зафиксировано существенное новшество: повышение размера пособия по безработице.

Мы предлагаем снизить ставку налога на зарплату в части перечисления его в фонд занятости. Сегодня все работодатели перечисляют в фонд занятости 2% от фонда оплаты труда. В новом законе государство идет навстречу работодателям, намереваясь снизить размер этой выплаты до 1%. Также, если ранее работодатели добровольно предоставляли в органы занятости информацию о существующих вакансиях, то новый закон делает эту процедуру обязательной, что позволит уменьшить процент безработных.

– Как в настоящее время решаются проблемы с обеспечением жильем? Государство ведь устранилось от этих функций…

– Минтруда продолжает программу обеспечения жильем инвалидов. После завершения строительства 50 домов в Мехтиабаде, мы начали строительство жилых домов в Хатаинском районе Баку, Нахчыване. Предполагается строительство таких объектов в Хырдалане и Гяндже. Но отношения в этой сфере уже полностью либерализованы и более не регламентируются государством, сегодня уже действует рынок жилья. Это нормальное явление.

Есть у нас и другие новые проекты – мы объявили тендер в рамках государственной программы по реабилитации инвалидов, утвержденной президентом страны в 1999 сроком на 5 лет. Минтруда дано поручение о создании детского реабилитационного центра в Баку. Его планируется построить в Наримановском районе. В этом центре будет сконцентрирован целый комплекс медицинских и социально-реабилитационных услуг, где будут функционировать учебные классы, медицинский и спортивный кабинеты для детей, которые не имеют возможности обучаться в обычной школе, нуждающиеся в специальных программах обучения и медицинском наблюдении. Такой центр впервые создается в Баку, он будет оснащен современным оборудованием, предоставленным по линии правительства Японии, а финансирование проекта осуществляется за счет средств фонда социальной защиты инвалидов. Мы предполагаем завершить строительство через 9-10 месяцев.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год