Джан-Мирза Мирзоев уже на скамье подсудимых

Суд постановил перенести предварительное заседание в исправительно-трудовую колонию N1 на Баилово. А на вчерашнем заседании присутствовали представители американского посольства.

Арест в конце ноября прошлого года капитана второго ранга Джан-Мирзы Мирзоева вызвал большой резонанс. Дж.Мирзоева, известного своими критическими высказываниями в адрес министра обороны Азербайджана Сафара Абиева, обвинили в причастности к убийству 26 апреля 1993 года начальника Бакинского высшего военно-морского училища контр-адмирала Эдуарда Гусейнова.

После семи с половиной лет с момента убийства Э.Гусейнова, ответственность за него следственные органы возлагают на банду Алиюсифа Тахирова, членам которой инкриминируется несколько особо тяжких преступлений.

Именно основываясь на показаниях А.Тахирова, следствие предъявило Джан-Мирзе Мирзоеву обвинение в подстрекательстве к убийству своего высокопоставленного коллеги. Одна из версий – кровавая расправа над Эдуардом Гусейновым якобы давала Мирзоеву возможность занять его кресло, а именно стать начальником БВВМУ. Однако существует документ, где Мирзоев, которому предоставлялась подобная возможность, просил военное руководство назначить начальником военного училища именно Гусейнова, как более способного офицера.

Напомним, что начальник Бакинского высшего военно-морского училища контр-адмирал Эдуард Гусейнов был застрелен из пистолета “беретта” в подъезде своего дома. В обвинительном акте непосредственными исполнителями названы Алиюсиф Тахиров, Даянат Керимов, Гасан Мустафаев, ожидавшие момента возвращения контр-адмирала домой после рабочего дня.

Из материалов уголовного дела следует, что убийство контр-адмирала было заказом Ровшана Джавадова, занимавшего в то время пост заместителя министра внутренних дел. Позже Р.Джавадов был убит в перестрелке с правительственными войсками 17 марта 1995 года при штурме базы ОПОНа.

В одном из последних писем из следственного изолятора Джан-Мирза Мирзоев говорил, что следователи не смогли добиться от него признания в подстрекательстве к убийству и тогда его просили взять на себя вину “за недонесение правоохранительным органам о готовящемся убийстве Эдуарда Гусейнова”.

Капитан указывал в своих рукописях, что в материалах уголовного дела много неточностей, таких, как наличие пустых пронумерованных страниц; отсутствие перечня подшитых материалов и так далее. Мирзоев отмечал, что следствие специально затягивает передачу материалов дела в суд.

И вот, наконец, 18 июня в Военном суде по тяжким преступлениям состоялось предварительное заседание по уголовному делу, возбужденному в отношении Джан-Мирзы Мирзоева, Алиюсифа Тахирова и других лиц. Всего по делу в качестве обвиняемых проходят шесть человек, но в понедельник на скамье подсудимых присутствовали трое: Дж.Мирзоев, А.Тахиров и Айдын Джафаров.

Еще трое обвиняемых по этому делу – Айдын Ширинов, Гасан Мустафаев и Даянат Керимов – вчера так и не были привезены в здание Военного суда. Ширинов находится в больнице, а двое остальных отбывают пожизненный срок заключения в Гобустанской тюрьме. Именно по этой причине, по словам председательствующего, их не стали этапировать в зал заседаний.

Обвинение представляет прокурор Эльсявяр Абдуллаев. Защищают же подсудимых Октай Алиев, Эльтон Гулиев, Тахир Кишиев, Энвер Бабаев и другие адвокаты. Интерес к делу, подогретый правозащитниками, достиг таких масштабов, что на заседании присутствовали представители американского посольства.

Сам процесс протекал по установленному законом порядку. Председательствующий осведомился у сторон о возможности начать рассмотрение дела. Адвокаты и подсудимые были единодушны в своем мнении о том, что в зале суда должны присутствовать все проходящие по делу обвиняемые. Поэтому прокурор предложил перенести рассмотрение дела в Баиловскую тюрьму, так как, по его мнению, доставка отбывающих пожизненное наказание Мустафаева и Керимова сопряжена со многими трудностями.

Тем не менее трое обвиняемых, присутствующих в зале, высказались за рассмотрение дела в здании Военного суда. Такого же мнения придерживались и большинство адвокатов. Тахир Кишиев не был против того, чтобы рассмотрение этого процесса происходило в Баиловской тюрьме. Противники этого решения мотивировали свой отказ тем, что, по их мнению, рассмотрение дела в здании тюрьмы грозит перерасти в закрытое. Однако судьи уверили, что постараются, чтобы журналисты могли присутствовать на всех заседаниях.

После небольшого совещания судебная коллегия приняла решение перенести предварительное заседание в исправительно-трудовую колонию N1, где оно должно состояться утром 20 июня.

Чтобы пояснить, в связях с кем обвиняют Дж.Мирзоева, приведем лишь несколько примеров из материалов обвинительного акта, который включает в себя более 100 машинописных страниц.

Так, 29 декабря 1989 года Тахиров с неким Зохрабом, обманным путем, проникнув в дом к Рауфу Ярадангулиеву и угрожая огнестрельным оружием, заставили его расстаться с наличностью на сумму 50 миллионов российских рублей и облигационными займами на сумму 12 миллионов российских рублей.

28 сентября 1991 года Тахиров вместе с Мустафаевым и Джафаровым угнал автомобиль марки “ГАЗ-24”, принадлежащий Тахиру Ширалиеву. Вначале Тахиру завязали тряпкой глаза и после того, как отогнали машину на территорию 9-го микрорайона, отпустили.

Следующим стал Мушвиг Алиев. Тахиров вместе с компанией похитил Мушвига и, продержав 4 дня на квартире Джафарова в 9-ом микрорайоне Сумгайыта, отпустил Алиева лишь после того, как получил с его родственников выкуп в 300 миллионов российских рублей.

Если следственные органы правы, то лучшего человека для того, чтобы заказать ему убийство, не найдешь. Только мог ли доктор наук, профессор Дж.Мирзоев иметь дело с такими людьми?..

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год