На дружественные отношения, связывающие Азербайджан и Украину, после заседания парламентской ассамблеи Совета Европы была брошена тень. Представители украинской делегации на заседании ПАСЕ поставили свои подписи под армянскими резолюциями, проигнорировав азербайджанские.
Комментируя происшедшее, посол Украины в Азербайджане Борис Алексенко заявил, что мнение отдельных депутатов не должно восприниматься как выражение позиции украинского государства:
– Азербайджан и Украина являются стратегическими партнерами, активно сотрудничающими и в политической, и в экономической сферах.
Как известно, национальные делегации в ПАСЕ представляют разные политические силы, а в многополюсном парламенте Украины самую большую фракцию составляют коммунисты – 114 мандатов. Поэтому необходимо видеть разницу между различными оппозиционными силами, которые не отражают мнение большей части народа Украины.
– Не ответят ли азербайджанские парламентарии адекватной реакцией при обсуждении украинского вопроса в ПАСЕ?
– Я уверен, что парламентарии Азербайджана полностью поддержат Украину на заседании ПАСЕ, и на этот счет мы имеем заверения самих парламентариев, дающих правильную оценку перспективе и значимости укрепления взаимоотношений между Украиной и Азербайджаном. Мы надеемся на благополучный исход.
– А как можно расценивать продажу Украиной военных катеров Туркменистану?
– В этом вопросе нет никакого политического оттенка. Украина тесно сотрудничает с Туркменистаном, осуществляя газовые поставки из этой страны. Но сегодня Украина переживает некоторые экономические трудности, в этой связи не имея возможности выплатить Туркменистану образовавшийся крупный долг. В результате со стороны Туркменистана возникли претензии, вплоть до того, что ставился вопрос о прекращении поставок газа в Украину. Противоречие удалось разрешить во время визита президента Туркменистана С.Ниязова в Украину и подписания соглашения о транспортировке туркменского газа в нашу страну. Между главами государств Украины и Туркменистана уже достигнута договоренность о погашении имеющегося долга на 50% деньгами, а на 50% – товарами, производимыми в Украине.
Мы берем на себя определенные обязательства, поскольку стране нужен газ, взамен которого Украина поставляет свою продукцию. К сожалению, недобросовестные лица муссируют это в негативном разрезе, придавая двусторонним экономическим взаимоотношениям тенденциозную политическую подоплеку.
К тому же Туркменистан получил 2 катера, не представляющие значимости в качестве боевых единиц, а не 20, как это преподносилось некоторыми источниками. Хочу отметить, что в Украине налажен мощный потенциал судостроения, которое сориентировано на строительство военных судов всех типов: авианосцы, катера, подводные лодки. Развито и гражданское судостроение – сухогрузы, танкеры. Украина предлагала свою продукцию и другим странам, в том числе и Азербайджану, включая 10 судов для каспийского пароходства, но реальных продвижений в этом вопросе так и не обозначилось.
Хотя, если Азербайджану понадобится, мы готовы предоставить вам и более мощную технику, включая подводные лодки и авианосцы. Мы не скрываем, что Украина поставляет танки в Пакистан, а в настоящее время принимает участие в тендере на поставку танков украинского производства в Турцию. Разве греки при этом должны делать политические выводы, если речь идет об экономических интересах?
Каждое независимое государство выстраивает свою политическую линию, стараясь не ущемлять интересы третьего государства, не нарушать установленных международных обязательств и резолюций ООН. Украина, как миролюбивое суверенное государство, строго выполняет эти обязательства, не имея намерений противодействовать дружественному государству, которым является Азербайджан. И я не думаю, что между Азербайджаном и Туркменистаном существуют настолько серьезные проблемы, чтобы можно было тревожиться из-за 2 катеров.
– Как развивается сотрудничество деловых кругов Украины и Азербайджана?
– Торгово-экономические отношения между нашими странами развиваются, но еще есть определенные проблемы. Прежде всего – высокие транспортные затраты, что сказывается на подорожании продукции, снижении ее конкурентоспособности. Усложняет ситуацию и взимание налога (НДС) в размере 18-20%, которым облагаются наши товары, хотя в некоторых странах отказались от НДС, что значительно облегчает налоговое давление.
Существует некоторое несоответствие позиций и в вопросах финансирования: в то время как Украина требует предварительной оплаты за товары, Азербайджан выступает с противоположных позиций, сначала товар – потом оплата. Поэтому пока нельзя однозначно сказать, что наши страны полностью удовлетворены уровнем развития торгово-экономических отношений. Но все эти задачи поставлены перед азербайджано-украинской межправительственной комиссией, и стороны активизируют усилия по их разрешению.
– Какие перспективы сотрудничества наметились в рамках ГУУАМ?
– На Ялтинском саммите ГУУАМ в июне этого года обсуждались вопросы дальнейшей институциализации этого блока, трансформации его с консультативного форума в региональную организацию, а также создание рабочих органов ГУУАМ, что нашло отражение в Ялтинской хартии.
В практическом аспекте пятистороннего сотрудничества видится развитие нового транспортного коридора, соединяющего Европу с Азией, освоение энергоресурсов Каспийского моря и Центральной Азии, а также обеспечение их транспортировки на европейские рынки. Военно-техническое сотрудничество стран ГУУАМ усложняется тем, что в Азербайджане, Грузии, Молдове имеются зоны конфликтов и напряженности, поэтому взаимная поддержка должна осуществляться в соответствии с резолюциями СБ ООН.
– Как решается вопрос о месторасположении Посольства Украины в Баку?
– Очень медленно. Как известно, эта проблема существует уже давно. Мы подписали с бывшим Мингосимущества договор об аренде детского сада N 261, но это здание до сих пор не освободили. Наверняка теперь этот вопрос будет адресован новому министру экономического развития и мэру города Баку. Мы ожидаем, что в ближайшее время получим определенный ответ. А в настоящее время ведутся переговоры в МИД, и если азербайджанская сторона не сможет решить этот вопрос в соответствии с протоколом, к чему обязывает договор, подписанный в 1996 году между главами обеих стран, тогда мы вынуждены будем решать этот вопрос не с государственными, а коммерческими структурами. Мы понимаем, что сложно преодолеть некоторые сложности организационного и технического характера и не жалуемся на отсутствие условий, но посольство Украины должно отвечать уровню ее представительства в Азербайджане и рассчитываем на поддержку руководства вашей страны.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год