Сотрудников полиции убивают за требование предъявить документы.
Вчера в три часа ночи в Балакенском районе совершено очередное дерзкое преступление. Выстрелами из огнестрельного оружия были убиты сотрудники Государственной дорожной полиции.
От полученных ран старшина дорожной полиции Байрам Дадашев и оператор поста полиции Этибар Мамедов скончались на месте, а житель Балакена Сабир Мусаев был ранен и в настоящее время в крайне тяжелом состоянии находится в реанимационном отделении местной больницы. Криминальный инцидент произошел на 738-м посту трассы Загатала – Балакен.
Ситуация, предшествовавшая стрельбе, была стандартной. Остановив автомобиль “Жигули”, постовые попросили водителя и пассажиров предъявить документы. Шофер беспрекословно повиновался требованию сотрудников дорожной службы и протянул им права и паспорт. Владельцем автомобиля оказался житель Балакенского района М.Гурбани.
Когда же сотрудники дорожной полиции попросили последовать примеру водителя пассажиров, из салона “Жигулей” раздались выстрелы из пистолетов. Затем убийцы, а их, как установлено, было четверо, скрылись. В интервью “Эхо” начальник полиции Балакенского района Мазахир Алиев сообщил результаты предварительного расследования.
По его словам, около полуночи четверо чеченцев пересекли государственную границу, пройдя через лесополосу, которая не достаточно плотно контролируется полицией и пограничными нарядами. Остановив “Жигули” М.Гурбани, они попросили его отвезти их в соседний Загатальский район.
По словам чеченцев, оттуда они собирались ехать в Баку. Дальнейшее уже известно. Местные правоохранительные органы ведут активный розыск подозреваемых, усилены посты полиции; о произошедшем проинформированы погранзаставы.
По факту совершения убийств возбуждено уголовное дело прокуратурой Балакенского района, ведется следствие. Это – не первое преступление, совершенное за последние несколько недель гражданами России чеченской национальности. Самые громкие из них – убийство известного чеченского полевого командира Магомеда Кариева.
Предположительно те же самые лица, расстрелявшие Кариева, вскоре после этого убили азербайджанского полицейского Ханлара Баламетова, причем расстрел произошел в такой же ситуации, что и последний случай – при проверке документов. Правда, сейчас чеченцы пытались въехать в страну, а в прошлый раз – выехать.
Информация о последнем расстреле появилась не только в Азербайджане – растиражированное агентством РИА “Новости” сообщение подхватили российские СМИ, которые, кстати, уже после убийства Кариева отмечали, что война в Чечне все больше затрагивает Азербайджан, а отношение к чеченцам в Баку постепенно меняется с теплого и дружеского на, как минимум, настороженное. Чеченцы, проживающие в Баку, не так давно проводили пресс-конференции и направляли обращение к президенту Гейдару Алиеву, в котором отмечали, что их в Азербайджане притесняют и очень часто это делают полицейские.
Сейчас, после того как сотрудники полиции потеряли нескольких своих товарищей, хорошего отношения к чеченским беженцам (даже если они не имеют никакого отношения к незаконным вооруженным формированиям) ждать не приходится. Вчера же президент Алиев уже высказал свое беспокойство убийством полицейских в Балакенском районе, заявив, что поручил силовикам предпринять все необходимые меры. В этой связи вспоминается история, которая произошла несколько недель назад.
Тогда чеченское агентство NOHCHY, рассказывая о передаче Азербайджаном России трех чеченцев, привело слова президента Алиева, который “объяснил общественности этот факт тем, что между двумя государствами есть договор, обязывающий выдавать террористов”.
Юрист-международник Али Улхаев в интервью NOHCHY по-своему прокомментировал происходящее. “Все лица, участвующие в боевых действиях со стороны ЧРИ, являются по международным законам участниками войны. Они заслуживают предусмотренного международным правом для комбантов отношения. Применение по отношению к ним всяких ярлыков типа боевики, наемники, бандиты, террористы и т.п. является нарушением норм международного права…
Что касается населения, покинувшего пределы ЧРИ и, в частности, тех, кто в данное время находится в Азербайджане, то все они с точки зрения международного права являются беженцами. Другого термина нет… Вполне допустимо, что среди сегодняшних беженцев могут оказаться и лица, ранее принимавшие участие в русско-чеченских войнах, и в силу разных причин прекратившие участие в боевых действиях… Правительство Азербайджана стало первым в мире правительством, которое фактически расценило законную борьбу народа Ичкерии за свободу и независимость как преступление…”, – говорит Улхаев.
Только вот как определить, не является ли беженец-чеченец, попавший на территорию Азербайджана, человеком, привыкшим жить без закона и готовый убивать полицейских только за то, что его попросили предъявить документы? Или достать нож и устроить резню в баре, поспорив с посетителями? Или брать заложников и требовать выкуп, когда деньги в кармане закончились? Таких людей в последнее время среди “беженцев” все больше. И называть их надо убийцами и бандитами. Другого термина нет…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год