Министр энергетики и природных ресурсов Турции, находящийся в Баку в связи с проведением нефтегазовой выставки, пригласил журналистов на пресс-конференцию в Посольство Турции в Азербайджане. Однако вопреки ожиданиям прессы, раунд вопросов и ответов не состоялся.
Ограничившись 10-минутным выступлением относительно наблюдающихся подвижек в реализации проекта Баку – Тбилиси – Джейхан и связанных с этим положительных тенденций, З.Чакан в сопровождении посла К.Э.Тезджана торопливо покинул аудиторию, предоставив своему советнику отвечать на вопросы журналистов.
Советник турецкого министра по энергетике достаточно подробно осветил экономические аспекты азербайджано-турецкого сотрудничества в нефтегазовой сфере, категорически избегая при этом отвечать на вопросы, отдающие какими-либо политическими оттенками. В частности, по вопросу имеющихся между Азербайджаном и Туркменистаном разногласий при определении статуса Каспия.
Советник подчеркнул, что Турция не имеет отношения к этой проблеме, которая должна решаться в ходе дипломатических переговоров между прикаспийскими странами. Что касается судьбоносных трубопроводов, то здесь позиция Турции остается неизменной. Этот вопрос особенно волновал журналистов в связи с начатым в Турции расследованием под кодовым названием “Беяз энерджи”, получившим ход в результате обнаружения фактов коррупции в министерстве энергетики Турции, поскольку следственные органы взяли под контроль и документы по проекту Баку – Тбилиси – Джейхан.
Однако турецкий советник отметил, что основные инжиниринговые работы по турецкой части трубопровода уже завершены и они не отличаются от прогнозируемых. Комментируя вопрос относительно высказываний ассоциативного президента компании ВP Дэвида Вудворда по поводу удорожания себестоимости расходов на реализацию проекта БТД, советник заверил, что если какие-то изменения и наблюдаются в азербайджанской и грузинской частях проекта, то их нет с турецкой стороны.
Турция, испытывающая значительные потребности в электроэнергии, готова участвовать и в реализации проекта электросети “Азербайджан – Грузия – Турция”. Но по этому вопросу нет соглашения между Азербайджаном и Грузией.
Еще большие потребности Турция испытывает в потреблении газа, используя в настоящее время ежегодную норму в 15 млрд. кубометров, но это далеко не реальная цифра. В ближайшие 20 лет потребности Турции в “голубом топливе” составят 55 – 83 млрд. кубометров газоконденсата.
Тем самым турецкий советник подтвердил намерение Турции закупать газ у Азербайджана и способствовать его продвижению на европейские рынки, но, по предварительным расчетам, газ в Азербайджане появится не ранее 2004 года.
Подчеркивая заинтересованность в экономических связях с Азербайджаном, турецкий чиновник отметил, что развитие сотрудничества в нефтегазовой сфере и строительстве трубопроводов обеспечит стабильность в регионе и экономическое развитие Азербайджана.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год