Севда Алекперзаде и скандал в Тбилиси

А.ГАДЖИЕВА

На днях солистка группы “Раст” Севда Алекперзаде, журналисты телекомпании Lider Метанет Сулейманова и автор этих строк вернулись из Тбилиси, куда были приглашены на сольный концерт звезды грузинской эстрады Эки Квалиашвили.

В Грузии к профессии певца относятся спокойнее, без подчеркивания превосходства представителей этой профессии перед любой другой. Грузины поют сердцем. Создается ощущение, что у грузин нет проблем, а если они и возникают, то утопают в вине. А винные пары навевают желание петь. Поэтому в Тбилиси поют все, и поют умеючи.

Зал филармонии, где проходил концерт Эки Квалиашвили, напоминал зал Дворца “Республика”, но вместительностью в полторы тысячи сидячих мест. Бедно оформленная сцена была богато украшена музыкой, живым исполнением.

Репертуар Эки Квалиашвили разнообразен, она поет романсы, джаз, блюзы, народную музыку, но предпочтение отдает эстрадному жанру. Видно, современная композиторская музыка не сильно привлекает Эку, поэтому в ее репертуаре очень много перепетых композиций.

Грузинская публика не балует своих кумиров аплодисментами, угодить ей трудно. Основное отличие грузинской публики от бакинской в том, что грузины СЛУШАЮТ певца, а бакинцы – СМОТРЯТ.

Поэтому на грузинской эстрадной сцене нет безголосых. Выдержать конкуренцию в Грузии очень трудно, поэтому многие уезжают, чтобы сделать себе карьеру там, где голос ценится ниже, чем антураж. Например, в Баку.

К сожалению, Грузия не может обеспечить своим талантам нужную раскрутку и выход на международную арену. Поэтому они прозябают, получая мизерные гонорары, но до исполнения дешевой музыки не опускаются.

После концерта состоялось неофициальное чествование Эки Квалиашвили – банкет, куда пожаловали все ее коллеги – первый и второй эшелоны звезд грузинской эстрады. Отсутствие чопорности и официоза, боязни выглядеть пресно, умение расслабляться и получать от жизни удовольствие резко отличают подобные тусовки грузин от бакинцев. Их банкет не напоминал подиум, на котором гости демонстрируют свои пух и перья с камешками.

Узнав, что в гостях у Эки бакинцы, директор филармонии пустился вспоминать всех своих знакомых бакинцев – Тофика Бакиханова, Рашида Бейбутова, жившего на одной с ним улице в Тбилиси, узнаваемо спел песни Тофика Кулиева.

Выходившие один за другим на сцену ресторана грузинские певцы своими вокальными данными дали азербайджанцам повод для опасений. Хотелось показаться и нам во всей красе, благо профессиональные данные Севды Алекперзаде не стыдно демонстрировать где бы то ни было.

Севда Алекперзаде вышла на сцену только тогда, когда ее без предупреждения объявили на сцене. Выход Севы не был замечен до тех пор, пока она не начала петь. Какими бы патриотами ни были грузины, к настоящему искусству они относятся с трепетом. Поэтому мугам, “Элвида” Рафика Бабаева и песня из нового диска группы “Раст” Джахангира Джахангирова “Зяриф гюлюшюнля” в исполнении Севы подняли на ноги весь зал. Она уже прошла на свое место, а гости все не успокаивались.

Аплодисменты продолжались до тех пор, пока на сцене не показалась женщина лет восьмидесяти со следами былой красоты на лице. Оказалась, что это – народная артистка Грузии и СССР Додо Чичинадзе. Ее долгая и эмоциональная грузинская речь заставила присутствующих потупить глаза, они, подавленные, усаживались на места, не промолвив ни слова. В тишине разгневанная актриса кого-то в чем-то упрекала, обвиняла. Азербайджанцы, не знающие грузинского языка, решили было, что в чем-то провинились – в том, что речь Додо Чичинадзе касалась нас, не было сомнений, так как она часто указывала в нашу сторону.

Но актриса подошла к нашему столу, что-то говоря по-грузински, обняла и поцеловала Севу, затем хлопнула дверью и ушла. Воцарилось недолгое молчание, которое было прервано тамадой, и веселье продолжилось. После долгих упрашиваний, без особого желания Эка все-таки перевела нам речь грузинки: “Я не хочу такую Грузию! Я не знаю такую Грузию! Эта девочка преподала нам урок того, как нужно относиться к своему народному творчеству. А что показываем мы? Эстраду! Не нужна мне такая Грузия!”.

Было неловко от мысли, что выступление азербайджанской певицы может ненароком кого-то обидеть, но чувство гордости за Азербайджан не оставляло нас до конца пребывания в Грузии.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год