Ш.АББАСОВ
Всемирный банк обещает выделить Армении и Азербайджану дополнительные средства в случае успешного завершения переговоров по Нагорному Карабаху. Об этом заявил эксперт ВБ по Армении Питер Николас, по словам которого, в случае достижения мирного соглашения, для обеих стран будут запрошены дополнительные средства, предназначенные для послевоенного восстановления.
Совет директоров ВБ одобрил 22 мая новую стратегию банка по сотрудничеству с Арменией, в которой предусматрено возможность выделения дополнительного финансирования в случае прекращения конфликта вокруг НК.
Это не первое сообщение такого рода. В последнее время вообще заметно общее усиление давления со стороны всего западного сообщества на Армению и Азербайджан с требованием скорейшего урегулирования карабахского конфликта. При этом Запад, в основном Европейский Союз, ссылается на то, что данный конфликт сильно тормозит приток иностранных инвестиций в регион Южного Кавказа и реализацию глобальных экономических проектов.
Но о каких проектах идет речь? Среди наиболее крупных и лоббируемых Западом, можно назвать создание транспортного коридора Европа – Азия (Великий Шелковый путь) и строительство нефтегазопроводов из Азербайджана в Европу. Однако вряд ли в данном случае нерешенность карабахской проблемы может быть основным тормозом в ее реализации.
Соглашение по ОЭТ Баку – Тбилиси – Джейхан уже подписано и есть все основания предполагать, что в 2004 году по нему потечет первая нефть. Проект строительства Транскаспийского газопровода практически похоронен, но по вине Туркменистана. Что же касается Великого Шелкового пути, то возможности его реализации, конечно же, оставляют желать лучшего, однако конфликт между Арменией и Азербайджаном здесь нипричем – проблемы там совсем другого рода.
Так почему же Запад именно сейчас так торопится помирить Армению с Азербайджаном? Получить ответ на этот вопрос тем более важно в контексте довольно странного поведения посредников. Создается впечатление, что США и странам Евросоюза абсолютно все равно, на каких условиях будет достигнут мир. Главное добиться подписания соглашения о прекращении конфликта.
По мнению экспертов, основной мотивацией нынешнего поведения Запада являются нефтегазовые интересы в Азербайджане и желание составить серьезную конкуренцию России в регионе Южного Кавказа. Причем обе эти цели тесно переплетены между собой. Действительно, конкурировать с Россией в нашем регионе Запад может только путем вложения крупных инвестиций и продвижения таким путем своих экономических интересов. Наиболее привлекательна в этом плане нефтегазовая сфера.
Но проблема (для Запада. – Ред.) в том, что именно на нынешнем этапе эта сфера требует огромных объемов инвестирования. По некоторым оценкам, в ближайшие несколько лет в реализацию ОЭТ Баку – Джейхан, разработку месторождения “Шахдениз” и др. проекты планируется вложить до $10 миллиардов. Сумма огромная. И, разумеется, Запад не горит желанием давать Азербайджану такой козырь до решения наших проблем с Арменией. Ведь где гарантия, что в этом случае Азербайджан не будет использовать миллиардные инвестиции в качестве давления на Запад с требованием справедливого урегулирования карабахского конфликта?
Косвенно эту версию подтверждает замминистра ликвидированного Министерства экономики Огтай Ахвердиев. По его словам, многие международные организации, в основном Евросоюз, уже не первый год дают понять, что в случае решения карабахской проблемы объемы инвестиций в Азербайджан и Армению кратно увеличатся.
ЕС, по словам Ахвердиева, заинтересован даже не столько в самом урегулировании, сколько в разблокировании экономических взаимоотношений между конфликтующими странами. “Но никто на эту удочку попадаться не собирается. Я всегда отвечал им, что этот вопрос в повестке дня в нашей стране не стоит”, – отметил замминистра.
Ахвердиев не понимает такой позиции европейцев. Ведь приток инвестиций в Азербайджан и так не маленький и, в принципе, конфликт не является большим препятствием на пути его увеличения. “Этот вопрос поднимался еще в 2000 году на встрече правительства Азербайджана с представителями Евросоюза в Люксембурге. ЕС ставит вопрос приблизительно так: как только вы начнете дружить с Арменией, мы тут же увеличим объем инвестиций. Но ведь у нас нет никаких экономических интересов в Армении. И, в принципе, у Запада тоже: в Армении только один ресурс – дешевая рабочая сила. И что мешает Евросоюзу инвестировать в Азербайджан уже сейчас?”, – задается вопросом О.Ахвердиев.
На вопрос, что преобладает в позиции Запада – политика или экономика, бывший замминистра ответил: “У ЕС политические и экономические интересы настолько переплетены, что трудно что-либо выделить. Теоретически, экономика для них должна стоять на первом месте. Но то, что они отказываются увеличить инвестирование в Азербайджан до урегулирования конфликта и пытаются заставить нас дружить с Арменией, свидетельствует об обратном”.
А что думают по этому поводу в оппозиции? Как ни странно, приблизительно то же самое. Зампред ПНФА Асим Моллазаде усилия Запада по скорейшему урегулированию карабахского конфликта объясняет прежде всего реализацией проектов по добыче и транспортировке нефти и газа. “Наличие серьезных военных проблем в регионе, в определенной степени, ставит эти проекты под угрозу”, – говорит зампред ПНФА. Кроме того, по его словам, регион, где есть война, при любом варианте рискован для вложения иностранных инвестиций, прежде всего в ненефтяную сферу. “Работы в нефтяной сфере в какой-то мере компенсируют риск, примером чего может служить Нигерия. А стабильность инвестиций в другие отрасли, которые тоже в нашем регионе очень заманчивы, при нерешенных конфликтах не гарантирована”, – говорит депутат ММ.
Кроме того, считает Моллазаде, если учесть, что Азербайджан и Грузия намерены интегрироваться в европейские структуры, то в нынешних условиях в Европу фактически будут внесены новые конфликты. А это – новые проблемы, потоки беженцев и т.д. Поэтому Европа и хотела бы иметь здесь спокойную жизнь, говорит зампред ПНФА…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год