Г.МАМЕДЗАДЕ
Иностранцы, оценивающие реалии Азербайджана, зачастую проявляют солидарность в том, что наша страна представляет собой некоторое противоречие, показывая образец того, как можно пребывать в бедности при наличии огромного потенциала природных богатств.
Именно так прозвучал первый вопрос, адресованный “Эхо” послу Великобритании в Азербайджане Эндрю Такеру, уже в течение шести месяцев возглавляющему дипломатическую миссию в Баку:
– Я согласен с тем, что много людей в Азербайджане живут в бедности, но думаю, что изменить ситуацию к лучшему возможно. Для этого необходимо задействовать экономическую политику развития страны. Очевидно, что правительством Азербайджана изыскиваются возможности и средства для преодоления бедности, и в этом ключе развивается активное сотрудничество с Международным банком. Разработана экономическая стратегия государства по ликвидации бедности – она очень эффективна и вселяет надежду на то, что в течение ближайших 5-10 лет население Азербайджана сумеет преодолеть эту черту. Учитывая, что я здесь сравнительно недавно, мне трудно оценивать изменения, наблюдавшиеся в Азербайджане за последние годы. Но ясно, что Азербайджан, в общем-то, творит новую историю, и немало сделано для преодоления пережитков советских времен. Хотя не решены еще проблемы беженцев, число которых составляет более 10% населения страны. А богатство страны достигается в основном за счет концентрации усилий и получения доходов от одного сектора экономики, в котором задействованы 20% трудоспособного населения. Но перед страной сейчас стоят конкретные цели, и их достижение напрямую потребует действенности и эффективности от претворяемых на данном этапе экономических и структурных реформ.
– Как вы оцениваете структуру новых министерств – первые результаты структурных реформ в экономике Азербайджана? Насколько они соответствуют европейской модели?
– Министерство экономического развития ставит перед собой широкий спектр задач, аналогичных тем, которые решают такие же министерства во многих европейских странах, представляя некоторую разницу разве что в названии. Мы с нетерпением ждем принятия положения о Министерстве топлива и энергетики. Я думаю, что это хорошая возможность разделить направляющие и коммерческие функции некоторых ведомств, в частности, ГНКАР. Это даст возможность последней получить статус международной компании, а министерству играть роль стратегического регулятора, обеспечивающего потребности страны в своей области.
– Как видно, сотрудничество в нефтегазовой сфере – приоритетное направление во взаимоотношениях между Азербайджаном и Великобританией.
– Нефтяная сфера – это глобальная индустрия, тем более, что использование углеводородных ресурсов очень важно для Азербайджана. Но процесс развития происходит медленнее, чем многие ожидали. Британские компании были среди тех, которые инвестировали средства в нефтяной сектор Азербайджана, и я верю, что в течение ближайших 3-5 лет инвестиционный поток в нефтегазовый сектор вашей страны возрастет. Сотрудничество в нефтяной сфере между нашими странами очень перспективно. А что касается разработки газовых месторождений, то здесь пока имеют место задачи, требующие разрешения. Извлечение газовых запасов должна предварять надежная гарантия на наличие покупателя, что предопределит развитие газовой индустрии в Азербайджане. Соглашение, заключенное между Азербайджаном и Турцией в этом аспекте, предоставляет основу для дальнейшего освоения газового месторождения “Шахдениз”, оператором которого является британская компания ВP. Такие перспективы позволят обеспечить газоконденсатом и потребности европейского рынка.
– Существует ли в Великобритании структура, аналогичная нашему Нефтяному фонду?
– Нефтяного фонда в нашей стране нет – есть система налогов и таможенных пошлин. Эти средства собираются и направляются в Министерство финансов, и оттуда уже поступают в госбюджет. Хотя мы недавно обнаружили нефтегазовые ресурсы в стране, в то же время у нас очень развита инфраструктура и свободный рынок.
– Нужен ли Азербайджану закон о нефти и газе?
– В нефтегазовом секторе работа компаний хорошо регулируется на основании подписанных контрактов типа Продакшн-шеринг (PSA) – это очень хороший закон, и было бы еще лучше, если бы он работал и вне нефтегазовой сферы. Изменения в законах произошли и уже достигнуты определенные результаты. Но иногда некоторые законы пересекаются, и судьи принимают разные решения по одному и тому же вопросу. Если Азербайджан избавится от этих разногласий, то успехи его будут более существенны.
– С такими же проблемами сталкиваются британские компании, работающие в других экономических сферах Азербайджана?
– В Баку работают более 100 зарегистрированных британских компаний. Проблемы или трудности, которые они испытывают, неоднозначны. Но преимущественно они отмечают, что законы в стране не совсем понятны, поскольку действуют по-разному при различных ситуациях. По этой причине процесс работы иногда тормозится без видимых на то причин.
– Осложнит ли это участие британских компаний в процессе приватизации в Азербайджане?
– Мы очень внимательно изучаем ситуацию и следим за развитием этого процесса. Британские компании могут придти и участвовать, но причины, по которым они медлят, мы описали выше.
– Великобритания так же, как и Норвегия, придерживается позиции невмешательства в дела других регионов, как в случае с определением статуса Каспия?
– Продолжающееся несогласие по разделу Каспия является барьером на пути освоения нефти и газа в целом по региону. Этот предмет должен был быть согласован между всеми прикаспийскими странами, но Великобритания и другие западные страны готовы, если к ним обратятся за советом, предоставить техническую и юридическую помощь.
– В западных странах мало знают о постсоветских странах, в том числе об Азербайджане…
– Вы правы, не очень многие имеют достаточное представление об Азербайджане, но ситуация постепенно меняется. Азербайджан – не та страна, куда приезжают британские туристы, но и это изменится со временем. В этом аспекте более способствует культурное сотрудничество, и этими вопросами у нас занимается Британский совет, он же является культурным сектором британского посольства в Азербайджане. Британский совет организовывает визиты артистов из Великобритании в Азербайджан, где они совместно работают. Думаю, что этот процесс получит двусторонний характер. В Лондоне существует Азербайджанский культурный центр, осуществляющий встречи деятелей культуры, поддерживающий организацию творческих выставок.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год