Банки с фальшивым медом заполонили азербайджанские магазины

Дж.ИБРАГИМОВА

В азербайджанском пчеловодстве дела сегодня обстоят не лучшим образом. Доказательство тому – банки фальшивого меда, заполонившие прилавки отечественных магазинов. Причем в большинстве случаев это привозной товар.

А что же с отечественным? Ведь до недавнего времени азербайджанский мед в солидном объеме и разнообразии представлялся не только на местном рынке, но и экспортировался за рубеж. Богатые пчеловодческие совхозы Азербайджана успешно занимались производством и поставкой на широкие просторы Советского Союза пчеломатки – главы пчелиной семьи, без которой и улей-то не улей.

“Сегодня этот отнюдь недешевый рынок прочно завоевали молдоване и узбеки”, – говорит пчеловод из Шеки Лятиф Лятифов.

Десятки, тысячи рабочих пчел на азербайджанских пасеках “скучают” без дела в ожидании своей королевы. Именно так пасечники называют главную пчелку своего сладкого хозяйства. И, надо сказать, неспроста. Стоимость улея, почтимого присутствием всего лишь одной пчеломатки, в одначастье вырастает с нуля до 100 долларов. И удивляться этому особо не стоит.

По словам Л.Лятифова, на европейском рынке стоимость одной пчеломатки доходит до 35 долларов за штуку. В новом же свете, в зависимости от породы, за нее просят от 7 до 15 долларов. У нас же она и вовсе бесценна, – утверждает отечественный пасечник. В особенности в самый важный период пчелиных хлопот – с 20 апреля по 15 мая. Сегодня в Азербайджане никто производством маток не занимается. А если и занимаются, то старыми дедовскими способами, едва помогающими обеспечить свою же собственную пасеку. Да и те способы держатся в строжайшем секрете. “Не дай бог прознает сосед-конкурент”.

По словам Л.Лятифова, современные методы производства пчелиной матки позволяют добиться результатов до 1000 маток в день. А чем больше “коронованных особ”, тем ускоряются темпы работы их “подчиненных”. В результате увеличивается производство бесценного по своим лечебным и вкусовым качествам продукта. А ведь пчеловодство – это не только мед, но и пчелиный яд, маточное молоко, пчелиная пыльца. Чего же не хватает отечественным пчеловодам? За исключением, разумеется, денег. Как считает Л.Лятифов, это прежде всего знаний.

“В Азербайджане сегодня нет школы пчеловодства. Ощущается острая нехватка литературы”. Не все азербайджанские пасечники могут, как Л.Лятифов, пополнять свои знания через Интернет. Посредством всемирной паутины пчеловод из Шеки узнает не только о современных технологиях пчеловодства, но и получает приглашения посетить ту или иную конференцию пасечников. Как, впрочем, приглашает своих иностранных коллег к себе на родину.

Совсем недавно на пасеке в Шеки гостили пчеловоды из Техаса. “В ходе совместной работы я многому у них научился”. А на днях азербайджанский пчеловод отправляется в США на конференцию американских производителей меда. В ходе поездок по пасекам ряда штатов Л.Лятифов намерен ознакомиться с решением проблемы ветеринарного обеспечения американских пасек, технологиями производства сиропа из пчелиной пыльцы, встретится с крупными производителями оборудования пчеловодческого хозяйства.

Ну и главное, конечно же, узнать о производстве пчеломаток. Уже в следующем году, уверяет пчеловод, я смогу производить по 100-150 маток в неделю для удовлетворения потребностей своей пасеки. “После чего выйду не только на местный рынок, но и на самый большой российский”. Вообще же мечта Л.Лятифова, специалиста “Агроромеслехет”, открыть в столице собственный магазин меда, где будет реализовываться “сладкое золото” со всего Азербайджана. “Мед от Лятифа” (Шеки), “Мед от Мамеда” (Загатала), “Мед от Гусейна” (Хачмаз) и другие – так видит основные отделы своего магазина Лятиф Лятифов.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год