Источник в аппарате президента Азербайджана: “пришло время тех, кто хотел воевать”

Х.ИСМАЙЛОВА Н.АЛИЕВ

Итоги визита сопредседателей в регион не вдохновляют. Женевские переговоры будут отложены. Хотя официально об этом решении сторонам конфликта еще не сообщили.

Правда, весьма оригинально такой поворот событий объяснил американский сопредседатель Минской группы Кери Кавано. Посредники говорят, что очередной раунд переговоров по карабахскому урегулированию, который намечалось провести в Женеве в середине июня, будет отложен до тех пор, “пока президенты Армении и Азербайджана не подготовят свои общества”. В этой связи, по сообщению “Медиамакс”, Reuters приводит слова Кавано: “Делать уступки ради мира – опасная игра. Многие из мировых лидеров заплатили за это своей жизнью”.

Высокопоставленный дипломат, вовлеченный в переговоры, говорит, что посредники стремятся найти такое решение, при котором выигравшими будут считаться все стороны. “Но ментальность людей в этом регионе такова – они думают, что если одна из сторон выигрывает, другая должна непременно проиграть”, – сказал он.

После переговоров в Баку, Карабахе и Ереване на заключительной пресс-конференции сопредседатели заявили, что, “несмотря на все усилия президентов Азербайджана и Армении”, им так и “не удалось усмотреть согласия народов этих стран на компромиссный вариант разрешения карабахской проблемы”. В то же время “президенты демонстрируют более высокую готовность к компромиссам, чем население и общественность”, отметил Кавано.

Российский сопредседатель Николай Грибков, в свою очередь, заявил, что у МГ есть “варианты развязки карабахского узла”. Однако говорить, что решение не за горами, мы не можем, – подчеркнул российский дипломат.

Кстати, именно заявление российского дипломата о том, что Нагорный Карабах будет представлен на переговорах как сторона конфликта, и ознаменовало полное фиаско переговорного процесса. Стороны, фактически, вернулись к тому, с чего начинали, – спорам, стоит ли считать НК стороной конфликта. Свое мнение по этому поводу в интервью “Эхо” завотделом международных связей аппарата президента Азербайджана Hовруз Мамедов выразил следующим образом:

– Сопредседателям должно быть известно, что, согласно мандату Минской группы ОБСЕ, в армяно-азербайджанском конфликте есть две стороны – Армения и Азербайджан, а армянская и азербайджанская общины Hагорного Карабаха являются заинтересованными сторонами. Однако Мамедов не исключает вовлечения НК в переговорный процесс, но только тогда, когда стороны придут к согласию по карабахскому урегулированию. То есть, разъясняет он свою позицию – когда вопрос со статусом Карабаха будет решен, они смогут участвовать в переговорах как субъект Азербайджанской Республики – например, на уровне главы исполнительской власти. “На данном этапе подключения армянской общины Нагорного Карабаха к переговорному процессу не ожидается.

Об этом, как передает агентство “Тренд”, заявил министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев, комментируя заявление Н.Грибкова.

В.Гулиев тоже допустил возможность участия армян Нагорного Карабаха в переговорах на определенном этапе. Однако такую перспективу он видит в несколько ином свете, нежели его коллега в президентском аппарате. “В случае подключения армян Нагорного Карабаха на паритетной основе в переговорах примет участие и азербайджанская община НК”, считает министр.

Комментируя заявление сопредседателя от США в Минской группе К.Кавано о возможности переноса намеченного на середину июня очередного раунда переговоров в Женеве, глава МИД АР подчеркнул, что если об этом говорит американский дипломат, “то нет основания не верить ему”. По мнению Гулиева, у сторон конфликта, в частности у Азербайджана, есть определенные требования, и если они не будут учтены, то женевская встреча может быть отложена.

Говоря о перспективах продолжения мирного процесса, Новруз Мамедов сказал, что президент Азербайджана изложил сопредседателям позицию нашей страны, и они должны были получить согласие армянской стороны. Судя по заявлениям сопредседателей, таковое получено не было. В чем состояли эти условия, Н.Мамедов раскрывать не стал. Между тем осведомленный о ходе переговоров источник в аппарате президента сообщил “Эхо”, что развитие событий увеличивает вероятность военного решения конфликта.

При этом он заметил, что руководство Азербайджана достаточно жестко поставило условия нашей страны. Это – освобождение оккупированных территорий, возвращение беженцев на родину, причем Лачин и Шуша в качестве предметов торга не рассматриваются. Источник не скрыл досады по поводу того, что те требования, которые предъявляли президенту оппозиция и народ, привели к срыву мирного процесса.

Как СТАЛО ИЗВЕСТНО СО СЛОВ НАШЕГО ИСТОЧНИКА, ИМЕННО БЕСКОМПРОМИССНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ ЗАСТАВИЛА ПРЕЗИДЕНТА ПОСТАВИТЬ ВОПРОС “РЕБРОМ”.

“Разве не этого хотели все, так вот, президент поставил условия. И к чему же это приведет? – задается вопросом осведомленный сотрудник АП. – Сейчас пришло время тех, кто хотел воевать”.

По словам источника, президент на встрече с делегацией Европарламента вчера также затронул этот вопрос, говоря о военном исходе как нежелательном, но возможном. На встрече Гейдара Алиева с членами комитета парламентского сотрудничества Евросоюз-Азербайджан во главе с его сопредседателем Урсулой Шлайшер гости интересовались ходом переговоров по карабахскому урегулированию, отметив наличие немалого числа противников мира.

Алиев, подтвердив свою приверженность мирному разрешению проблемы, подчеркнул, что поскольку оккупирована азербайджанская территория, то и на компромиссы прежде всего должна идти Армения. Компромиссы должны быть обоюдными, и на односторонние уступки Азербайджан идти не намерен.

Президент сказал также, что не станет подписывать мирное соглашение, в котором не будут отражены законные требования Баку. При этом Алиев подверг критике деятельность МГ. Они требуют, чтобы президенты договаривались сами.

Зачем же тогда была создана Минская группа? – спросил президент. Каковы же перспективы решения конфликта? Глава МИД Азербайджана В.Гулиев считает, что большое значение в процессе переговоров может иметь трехсторонняя встреча президентов России, Азербайджана и Армении, намеченная на 31 мая в Минске. Как известно, в рамках этой же встречи пройдет саммит “Кавказской четверки”.

Такой же оптимизм проявил депутат Ильхам Алиев. Он высказал несколько любопытных соображений о путях урегулирования карабахского конфликта. Первый из них – должны быть найдены компромиссы, которые устроят всех. Тут же И.Алиев оговорил требования, которые, по его мнению, являются основополагающими и бесспорными – восстановление территориальной целостности Азербайджана и освобождение оккупированных территорий.

Он намекнул на то, что Армения могла бы участвовать во многих региональных проектах, если бы проявила понимание пагубности своей экспансионистской политики. Эту часть своих рассуждений И.Алиев заключил жесткой формулой, что Армения останется за рамками всех экономических проектов, и это положение будет сохраняться “до урегулирования конфликта”.

Время работает против Армении, – заявил И.Алиев в интервью газете “Известия”, одновременно признав, что “проблема миллиона беженцев из оккупированных районов” также обрекает Азербайджан на социальное отставание.

Он подчеркнул, что Азербайджан заинтересован в скорейшем разрешении конфликта. Итак, сегодня можно констатировать очередной тупик в многолетних усилиях по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта. Со всеми вытекающими отсюда последствиями…

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год