Г.МАМЕДЗАДЕ
Активизировавшиеся переговоры по карабахскому урегулированию продолжают держать общественность в напряжении, противоречивые импульсы отражаются в малоутешительных прогнозах политологов и критических высказываниях оппозиции. Один из тех, кто стоит ближе всех к переговорам и, соответственно, лучше многих осведомлен об их ходе и возможных формах результата, – министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев.
– На состоявшихся недавно в Баку переговорах явно доминировала Россия. Не означает ли это, что Россия перехватила у США инициативу в посреднической миссии?
– Представители Минской группы ОБСЕ демонстрировали активность и сближение позиций практически по всем вопросам. И в этой ситуации было бы несправедливо закреплять приоритеты за какой-либо страной конкретно, расставляя таким образом акценты. Пребывание в Баку российских делегаций было связано с обсуждением не только проблемы Нагорного Карабаха, но и других вопросов, в частности безопасности в регионе и экономического сотрудничества.
– Стыкуются ли оптимистические заявления американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Кери Кавано с той позицией, которую занимают президенты Азербайджана и Армении?
– К.Кавано подходит к этим вопросам как американский дипломат, а Г.Алиев – как президент Азербайджана, несущий огромную ответственность за судьбу своей страны, тем более в столь ответственный момент. Мы не разделяем полностью оптимизм Кавано, хотя определенные продвижения в процессе урегулирования все-таки наметились. А насколько реально их осуществление – это вопрос ближайшего будущего.
– Насколько важную роль играют сегодня экономические стимулы при решении вопроса о Нагорном Карабахе? Как известно, госсекретарь США Колин Пауэлл однозначно заявил, что конфликтующие стороны получат финансовую поддержку после урегулирования проблемы.
– Мы с пониманием относимся к таким предложениям, тем более, что Азербайджану потребуются огромные средства на восстановление разрушенных городов и сел на оккупированных Арменией территориях. Аналогичные предложения были озвучены и в ходе встречи президентов Г.Алиева и Дж.Буша, состоявшейся в апреле этого года. Об этом неоднократно заявляли и заявляют международные финансовые организации, намеренные направить крупные финансовые средства в регион Южного Кавказа. Однако мы не можем обсуждать экономические аспекты без политического решения конфликта.
– Вам не кажется, что ваш коллега в Армении В.Осканян в меньшей степени соблюдает конфиденциальность недавних переговоров?
– Должен сказать, что и армянская сторона жалуется на то, что в Азербайджане в этом вопросе замечено больше открытости, чем в Армении. Хотя я считаю, что такие высказывания необоснованны – пока никто ничего не раскрыл. А если армянская сторона выдает желаемое за результат – это их проблемы. Понятно, что каждая из конфликтующих сторон выступает со своими требованиями, рассчитывая на достижение компромисса лишь в случае соблюдения их условий. Мы настаиваем на выполнении наших требований.
– Оппозиция, например, считает митинги действенным фактором укрепления позиций Азербайджана…
– В принципе я не против митингов, однако убежден, что они были бы оправданны в том случае, если бы мнения правительства и оппозиции в данном вопросе расходились бы. Но ведь очевидно, что и президент Г.Алиев, и его окружение не собираются отступать. Президент неоднократно заявлял, что никогда не предпримет шаг, противоречащий интересам азербайджанского народа.
– Ожидаются ли какие-то продвижения в переговорном процессе после встречи “кавказской четверки”?
– Эта встреча проводится в третий раз и носит характер политической консультации, в рамках которой лидеры южнокавказских стран и России намерены коллективно обсудить проблему Большого Кавказа, в частности очаги конфликтов на Северном и Южном Кавказе. Конкретные решения в рамках этой встречи не принимаются, но стороны способны помочь друг другу чисто консультативно.
Намечена в традиционном формате встреча президентов Г.Алиева и Р.Кочаряна, к которой затем присоединится и президент РФ В.Путин. Участие в переговорах президента России очень важно, поскольку мнение о том, что Россия удерживает в своих руках сильные рычаги по урегулированию конфликта, не теряет актуальности, особенно в преддверии женевской встречи.
– Насколько эффективно сотрудничество в рамках СНГ, не намерен ли Азербайджан последовать примеру Грузии, поднимающей вопрос о выходе из состава СНГ?
– На данном этапе пребывание в составе СНГ вполне оправданно, учитывая, что в рамках этой международной организации мы рассчитываем скорее на экономическое сотрудничество, чем на политическое. Зачем же отказываться от этого?..
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год