“Криминальное” озеро Ганлыгель не виновато

Д.КАРАКМАЗЛИ

Главному гидрогеологу Госкомгеологии Азербайджана Тельману Исмаилову по факсу из Германии пришло извещение о том, что он избран членом сразу пяти немецких организаций – германского общества геологии, минералогического общества, комиссии по катастрофам и других. То, что азербайджанских ученых стали высоко оценивать в Европе, естественно.

Если раньше наука в Азербайджане не перешагивала дальше Маштаги, то сегодня десятки азербайджанских ученых сотрудничают со многими международными организациями и даже спорят с ними. В частности, по поводу осушения озера Ганлыгель, сторонником которого является и столичная мэрия. У Тельмана Исмаилова на этот счет свое мнение.

Мэрия, опираясь на результаты тепловизорных исследований русских ученых, проводимых на баиловских оползнях, считает, что озеро Ганлыгель, следует осушить. Однако, как напомнил Тельман Исмаилов, оползни на Баилово известны с конца XIX века. На Баиловском склоне подвижки грунтов наблюдались многократно, когда еще озера Ганлыгель и в помине не было.

Напомним, что оно образовалось в 40-х годах в результате антропогенной деятельности человека, сброса канализационных и промышленных стоков. В 80-е годы в результате подъема вод оно стало угрожать существованию находящегося рядом кладбища, и были даже случаи вымывания трупов. Однако вопрос тогда был урегулирован – воды Ганлыгеля были перекачены в другое озеро – Гаджи-Гасан.

Что же касается влияния Ганлыгеля на баиловский оползень, то это еще основательно не доказано учеными. Во всяком случае, официально такой отчет чиновникам пока не представлен.

“Потому я считаю преждевременным говорить об отрицательном влиянии Ганлыгеля. В любом случае, если даже “вина” озера в оползневых явлениях на Баилово будет доказана, я считаю, что его осушение – не выход. Тогда давайте все озера осушим и будем сидеть без воды. Следует искать другие пути”, – говорит гидрогеолог.

По его словам, эти озера, которых на Абшероне множество, могли бы из криминальных превратиться в места отдыха населения столицы. Для этого следует всего лишь обеспечить нормальный режим работы озер, прекратить их загрязнение, благоустроить береговую зону.

С этих позиций, вспоминает Т.Исмаилов, когда-то существовал даже проект развития береговой зоны Ганлыгеля, согласно которому, озеро планировалось превратить в зону отдыха. Что же касается стоков, то их, как в цивилизованных городах мира, следует подключить к общей канализационной системе и направить на Говсанинские очистные сооружения.

Оползни – полифакторный процесс, подчеркнул Тельман Исмаилов. Поэтому валить все на Ганлыгель ненаучно. Воды озера, утекающие в сторону Баилово, не единственная причина оползней.

На самом деле в этом районе имеется много источников увлажнения – подземных резервуаров. К тому же в этой зоне проходят водопроводные линии. Влияет на оползни и ненормированный полив зеленых насаждений. В этом районе отсутствуют и ливнеспуски, которые должны направлять дождевые воды к морю. Оказывает влияние на оползневые процессы и близость Каспия. Вода постоянно подмывает основание склона, производя абразии берегов. В этом направлении пока ничего не сделано.

Как считает Т.Исмаилов, укрепить береговую зону могла бы и дамба. Словом, необходимо проведение комплексных исследований, позволяющих более уверено решать проблемы борьбы с оползневыми явлениями, а не прибегать сразу к крайним мерам, каковыми следует считать осушку озера Ганлыгель.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год