Нацпрограмма США по энергетике напрямую затронет Азербайджан

НУРАНИ

Выступлению президента США Джорджа Буша в городе Сент-Пол, штат Миннесота, уделили пристальное внимание практически все мировые масс-медиа. Глава американской администрации обнародовал стратегический “план действий” по борьбе с надвигающимся энергетическим кризисом.

Первым его проявлением стали перебои с подачей электроэнергии в густонаселенной, богатой и “продвинутой” Калифорнии, жители которой, по словам президента, “обнаружили, что при повороте выключателя иногда свет не включается ни по какой цене”. “Если мы не начнем действовать, – заявил Буш, – то вся нация испытает отключения электроэнергии, подобные калифорнийским”.

Президент США уверен, что нация стоит на пороге энергетического кризиса, сравнимого по объемам с нефтяным кризисом начала семидесятых, и обещает положить конец десятилетию игнорирования проблем национальной энергетики, представив гражданам “национальный план действий” по решению стоящих перед страной проблем.

По мнению американских аналитиков, рост населения и потребления энергии требуют и увеличения ее выработки, и для решения проблемы энергоснабжения в ближайшие 20 лет необходимо ввести в строй более 1300 новых электростанций. Расширится в США, судя по всему, и использование “альтернативного топлива” – Буш призывает строить электростанции, работающие на угле, природном газе и т.д.

Президент также высказался за развитие атомной энергетики, отметив, что во Франции АЭС дают около 80% вырабатываемой и потребляемой электроэнергии. В США этот показатель, где новые АЭС не вводились в строй с 1973 года, после крупной аварии на атомной станции Three Mile Island, составляет около 5%.

Однако центральную роль, судя по всему, будет играть нефть. Как полагают в Белом доме, одна только Аляска в состоянии дать больше нефти, чем иракский шельф в Персидском заливе.

Однако еще накануне официального обнародования доклада РИА “Новости” сообщило, что одним из компонентов стратегической программы администрации США в области энергетики станет развитие нефтедобычи в Каспийском регионе.

По сообщениям телекомпании Эй-би-си, наряду с другими элементами концептуальной программы по предотвращению энергетического кризиса и развитию энергетики, которая должна быть официально обнародована президентом США Джорджем Бушем в четверг, будет названо усиление дипломатических усилий со стороны США с целью расширения участия американских компаний и увеличения объемов добычи нефти в странах каспийского бассейна, Азии и Латинской Америки.

Сказать, что это повлияет на ситуацию в регионе, значит, ничего не сказать – нефтяные интересы США и других стран Запада уже давно превратились в Прикаспии и на Южном Кавказе в один из важнейших политических факторов. О роли Прикаспия как “нефтяной альтернативы” для Запада в Баку говорили уже давно.

Одним из первых на это обстоятельство обратил внимание еще Пол Гобл. По его словам, интересы США лежат в трех плоскостях: “демократизация и экономические реформы в Азербайджане; энергетическая отрасль страны; а также понимание необходимости покупки части этой нефти, чтобы не зависеть от Ближнего Востока”. Причем, по его словам, наиболее приоритетной является именно третья плоскость.

При этом нельзя не заметить, что напряженность на Ближнем Востоке приблизилась к опасной черте. По сообщению того же РИАН, президент Сирии Башар Асад прервал свой визит в Египет и срочно возвратился в Дамаск. Как указывают источники в сирийской столице, на Ближнем Востоке сложилась сейчас очень опасная ситуация по причине “агрессивных действий Израиля”, как тут квалифицируют израильские налеты в среду на палестинские территории и полеты израильских боевых самолетов над Ливаном.

Куда важнее, однако, то, что президент “страны-изгоя” Сирии и президент Египта, первой страны, начавшей переговоры и подписавшей мирные соглашения с Израилем, как отмечает сирийская правительственная газета “Тишрин”, в ходе состоявшихся переговоров обсудили пути активизации арабской позиции для “эффективного противодействия преступным планам Израиля”. Призрак бродит по Ближнему Востоку, призрак межарабской солидарности…

Немало опасений внушает и обстановка в Персидском заливе. Йемен, где все более серьезной проблемой становится активность террористических группировок, связанных с бен Ладеном, объявил о переходе к созданию профессиональной армии. Не снижается и напряженность между Ираком и Кувейтом.

При этом нет сомнений, что нарастание напряженности на Ближнем Востоке не может не привести к взвинчиванию страстей и в Персидском заливе. И если вспомнить, что катастрофический нефтяной кризис 70-ых годов был вызван сугубо политическими причинами, можно себе представить, какое внимание в США уделяется сегодня созданию “нефтяной альтернативы”, чтобы не допустить монопольного контроля арабских шейхов над мировым нефтяным рынком. Плюс ко всему рост цен на нефть обещает не только экономические проблемы на Западе, но и многократное усиление России за счет нефтедолларовых “вливаний”.

Таким образом, у Запада много причин усиливать свое внимание Прикаспийскому региону, и вряд ли дело тут может ограничиваться только стремлением вывести на мировой рынок дополнительные “баррели нефти”, да к тому же еще не контролируемые арабскими шейхами. Эффективный контроль над Южным Кавказом весьма важен для проведения активной стратегической политики на Ближнем Востоке и в районе Персидского залива.

Стратегическое положение горного узла Южного Кавказа таково, что именно с этих позиций можно контролировать равнинные районы Ближнего и Среднего Востока вплоть до нефтеносных шельфов залива (что сегодня и делается при помощи Габалинской РЛС). А если учесть, что, по многим признакам, борьба за контроль над регионом вступила в решающую фазу, то последние заявления Буша означают, что Вашингтон будет участвовать в ней куда активнее, чем это представлялось ранее.

А это уже заставляет Азербайджан всерьез задуматься о том, имеет ли смысл в нынешней ситуации продолжать “сбалансированную политику”, играть на противоречиях и т.д., и не лучше ли задуматься о том, что держаться за две лодки – это верный шанс утонуть.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год