Ш.АББАСОВ
Как известно, в первый день киуэстских переговоров президент Азербайджана Гейдар Алиев выступил с речью, в которой коснулся исторических и политико-правовых истоков карабахского конфликта и выдвинул ряд серьезных обвинений в адрес Армении как агрессора.
В ответ Роберт Кочарян ограничился короткой репликой в том духе, что он приехал вести переговоры, а не заниматься пропагандой, и не дал ответов на выдвинутые в адрес Армении обвинения. Тогда этот шаг армянской стороны был преподнесен посредникам и СМИ как признак конструктивного настроя.
Однако, как стало известно “Эхо”, по окончании переговоров армянская сторона начала предпринимать контрпропагандистские меры. Так, 30 апреля “МИД” оккупационного режима Нагорного Карабаха обнародовал меморандум за подписью Наиры Мелкумян, в котором дается ответ на указанное выше выступление азербайджанского президента.
И, как сообщили “Эхо” источники в ООН, с целью придания веса указанному материалу, недавно он был распространен в качестве официального документа Организации Объединенных Наций. Однако так как “НКР” – никем не признанное образование – значит, использована дипломатическая уловка. Меморандум и сопровождающее его письмо Н.Мелкумян были даны как приложения к письму постпреда Армении при ООН на имя генсека ООН.
А как пояснил наш источник, секретариат ООН обязан распространять письма от государств-членов с любого рода приложениями. “Имею честь настоящим препроводить текст письма министра иностранных дел Нагорного Карабаха Наиры Мелкумян от 30 апреля 2001 года на Ваше имя и приложения к нему. Буду признателен Вам за распространение текста настоящего письма и приложений к нему в качестве документа 56-ой сессии Генеральной ассамблеи по пункту 30 первоначального перечня и документа Совета Безопасности”, – говорится в письме постпреда Армении в ООН Мовсеса Абеляна на имя Кофи Аннана.
В письме “министра” оккупационного режима говорится, что в связи с недавним распространением в качестве документа Генассамблеи и Совета Безопасности ООН текста речи Гейдара Алиева на переговорах в Ки Уэсте, в которой была представлена азербайджанская версия истории и предыстории нагорно-карабахского конфликта, “полагаю необходимым заявить следующее”.
“Власти Нагорно-Карабахской Республики всегда стремились воздерживаться от дискуссий по проблемам прошлого, считая, что таковые непродуктивны для поиска решения карабахской проблемы и что стороны должны прежде всего сосредоточить свои усилия на создании мирного и стабильного будущего для региона”. Н.Мелкумян “с сожалением” констатирует, что “наши оппоненты придерживаются совершенно противоположной позиции, все более активно разворачивая пропагандистскую кампанию и провоцируя нас на бесплодную полемику.
Свежим примером этого является вышеупомянутая речь президента Азербайджана в Ки Уэсте, в которой он, по сути дела, подтвердил сформулированную им еще в начале 1999 года политику:
“И в дальнейшем надо создавать такие произведения, чтобы они постоянно, в последовательной форме доказывали принадлежность Азербайджану земель, где ныне расположена Армения. Мы должны сделать это. Мы должны открыть дорогу будущим поколениям”.
“Это официальная государственная стратегия Азербайджана и нашла свое отражение в вышеупомянутом выступлении Г.Алиева, полностью подтверждающем наши опасения”, – утверждает Мелкумян.
В связи с этим она представляет генсеку ООН меморандум, в котором “изложены неоспоримые научные факты по истории региона и их азербайджанская трактовка”. Обращает на себя внимание чисто армянский стиль преподнесения ответов. А именно с целью нивелирования значимости выступления Гейдара Алиева ответ был дан не Ереваном, а оккупационными властями Нагорного Карабаха.
Тем самым армяне, наверное, пытаются перед важным этапом переговоров в Женеве добиться следующих целей. Во-первых, еще раз дистанциироваться от участия в конфликте в качестве главной стороны и еще раз подчеркнуть в качестве таковой роль своего оккупационного режима.
Во-вторых, принизить значимость выдвинутых в Ки Уэсте обвинений, выставляя дискуссантом главы независимого государства Г.Алиева второстепенного представителя непризнанного образования Н.Мелкумян.
В самом меморандуме, по имеющимся у “Эхо” данным, дается множество пропагандистских уток, как, например, о том, что азербайджанцы составили в Азербайджане большинство только в XIX веке, мигрировав сюда из Южного Азербайджана, потянувшись на запах нефти. Вместе с тем, озвученные в документе правовые аспекты показывают, с каких позиций будет выступать в Женеве армянская сторона.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год