Т.АНСАРИ
Рост цен на нефть на мировых биржах продолжается. По сообщению российской радиостанции “Эхо Москвы”, за время прошедших на лондонской Международной нефтяной бирже торгов цена на нефть снова возросла – теперь она составляет 28,5 доллара за баррель.
По мнению экспертов, цена в 28,5 доллара близка к “верхнему пределу”, который, с одной стороны, обеспечивает достаточно высокие доходы стран-экспортеров, а с другой – не ставит экономику западных стран на грань очередного “нефтяного кризиса”.
Однако если рост цен на нефть продолжится, то начало нового нефтяного кризиса может стать неизбежным. На этом фоне Запад, похоже, предпринял неординарный шаг. Администрация Буша-младшего с самого начала заявила о своем намерении “пересмотреть” и “видоизменить” санкции против Ирака таким образом, чтобы они были направлены против багдадского режима, но не народа Ирака.
И вот теперь, похоже, это становится реальностью. По сообщению большинства мировых СМИ со ссылкой на официальных представителей МИД Великобритании, Лондон и Вашингтон внесли на рассмотрение членов Совета Безопасности ООН новый план санкций против Ирака.
Официальный текст британо-американских предложений поступит на рассмотрение членов СБ ООН только на будущей неделе, голосование же состоится, как планируется, в конце мая. Так что реального видоизменения санкций следует ожидать не раньше июня.
Вкратце новый англо-американский план видоизмененных санкций состоит в следующем. Как ожидается, эмбарго на ввоз в Ирак продуктов и товаров гуманитарного и невоенного назначения будет снято. Одновременно планируется составить список товаров военного и двойного назначения, экспорт которых в Ирак будет строго запрещен. Представители Лондона и Вашингтона уже ведут соответствующие консультации с другими членами СБ ООН.
Пока что трудно очертить даже примерные границы состаляемого списка товаров и продуктов, запрещенных к ввозу в Ирак. Однако уже известно, что, кроме оружия, боеприпасов и т.д., в него будут включены высокотехнологичные изделия, химические реактивы и даже металлические трубы. Также будет ужесточен и режим контроля на иракских границах. Объемы экспорта нефти из Ирака, как полагают многие, возрастут.
Вместе с тем доход от продажи нефти будет поступать на специальные счета ООН, и мировое сообщество намерено строго контролировать, с кем и за поставки каких товаров расплачивается Ирак. Ужесточится и контроль за контрабандой оружия.
По мнению западных дипломатов, нынешняя британо-американская инициатива не означает смягчения санкций. Более того, она направлена на то, чтобы сделать контроль над военными приготовлениями Ирака более эффективными. Однако не менее ценным для Запада может оказаться пропагандистский эффект.
В Ираке, да и не только там, постоянно звучат обвинения в том, что ооновские санкции привели к гуманитарной катастрофе в Ираке, в этой стране не хватает лекарств, продуктов питания и т.д. Пересматривая режим санкций и предоставляя Ираку полную свободу в закупке гуманитарных товаров и продуктов, Запад тем самым намерен отвести от себя и обвинения.
Би-би-си в этой связи замечает: “Конечно, никто не может заставить официальный Багдад ввозить те или иные товары гуманитарного назначения, но, как утверждают Вашингтон и Лондон, если существенного улучшения не наступит, станет окончательно ясно, кто же на самом деле повинен в страданиях простых иракцев”.
В России, по традиции, выступали и выступают за скорейшую отмену санкций против Багдада. Однако российские СМИ, комментируя британо-американскую инициативу по видоизменению санкций, уже с тревогой отмечают, что в результате падения цен на нефть поступления в российский бюджет могут снизиться. А это позволяет предположить, что британо-американская инициатива ставит в весьма двусмысленное положение Москву.
Между тем еще более неоднозначной может оказаться реакция ближайших соседей Ирака. Вице-премьер Ирака Тарик Азиз еще до выдвижения вышеупомянутой инициативы заявил, что его страна прекратит поставки нефти в Турцию и Иорданию, если Амман и Анкара поддержат санкции против Ирака.
Вместе с тем в Багдаде готовы выступить с собственной политической инициативой. Саддам Хусейн уже заявил о готовности начать диалог с Кувейтом в рамках “арабского примирения”, если, мол, соседи проявят “добрые намерения”.
Однако кувейтские лидеры, похоже, в “арабское примирение” не очень верят. По информации РИА “Новости”, министр иностранных дел эмирата шейх Ахмед аль-Джабер ас-Сабах заявил, что Кувейт отвергает любые инициативы, направленные на примирение с Ираком до тех пор, пока Багдад не выполнит резолюции СБ ООН. А это значит, что до спада напряженности в Персидском заливе еще далеко.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год