З.ВЕЛИХАНОВА
Гуманитарные организации в Азербайджане в последнее время растут как грибы после дождя. И было бы хорошо, если бы все они действительно занимались благими делами. Но многие из этих организаций лишь используют название “гуманитарная” в качестве щита своей коммерческой деятельности.
Одной из таких организаций является FINKA AZERBAIJAN.
Она начала работать в марте 1998 года, но лишь в феврале 2000-го получила лицензию на банковскую деятельность. В уставе указано, что организация помогает беженцам и малоимущим слоям населения в развитии малого бизнеса. В действительности же с ее стороны выдаются кредиты сроком на 16 недель под 4% в месяц.
По словам юрисконсульта компании Егяны Балакишиевой, FINKA – небанковское, некоммерческое, неправительственное, но кредитное учреждение. И действует оно как коммерческая организация, гуманитарной ее работу никак не назовешь. А теперь перейдем к конкретике.
В апреле сего года из FINKA были одновременно уволены 11 сотрудников. И, как утверждают теперь уже бывшие работники, их заставили написать заявление об уходе по собственному желанию в присутствии работников охранной компании. Об этом уволенные работники рассказали вчера на пресс-конференции.
По их словам, эта история началась несколько раньше. 32 сотрудника FINKA обратились в головной офис организации в США с протестом против деятельности одного из сотрудников бакинского филиала Ольги Лаптевой. По словам уволенных, она в течение всего времени работы в Баку тормозила деятельность офиса, более того, ее отношение к местному персоналу вызывало множество нареканий.
“Им нельзя верить. Не доверяйте ни одному азербайджанцу”, – говорила гражданка Кыргызстана Лаптева только что приехавшему в Азербайджан сотруднику-иностранцу.
Реакция на обращение 32-х оказалась привычной для нашего времени – Лаптеву назначали мы, вас это не касается, а если кого-то это не устраивает, можете уходить. Но с работы уволили директора бакинского офиса Банколе Акинмаде, единственного руководителя, который прислушивался к мнению работников-азербайджанцев.
Персонал считает, что увольнение произошло по науськиванию О.Лаптевой. Забегая вперед, скажем, что ее повысили, назначив директором московского офиса. Все это было в конце марта. Спустя несколько дней в Баку приехала спецкомиссия по проверке положения в офисе. Результаты были положительные.
Однако, по словам Ш.Мусаева, одного из 11 уволенных, 19 апреля им неожиданно предложили выбор: либо уход по собственному желанию, либо увольнение по статье. Говорить о выборе было бы не совсем верно. В комнате в это время находились сотрудники охранной фирмы, в присутствии которых 11 человек заставили написать заявления. После чего охрана проводила уволенных вплоть до парадных дверей.
Однако до сих пор компания не рассчиталась с ними до конца. Уволенные так и не смогли получить все расчетные деньги и характеристику для дальнейшего трудоустройства. Им, правда, выдали бумагу, громко назвав ее характеристикой. В ней было всего две строчки: сроки работы в данной организации, а за более подробной информацией просили обращаться по указанному номеру телефона.
Интересно, что предполагалось рассказать по телефону? Правда, на ответной пресс-конференции юрисконсульт FINKA Егяна Балакишиева утверждала, что характеристики готовы, но никто за ними не приходит.
Кстати, после того как 11 человек уволили, привезли новых работников из Грузии и Кыргызстана. Они – граждане других стран. Где же логика?.. В заключение отметим, что все уволенные сотрудники гуманитарной организации намерены бороться за свои попранные права посредством суда.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год