НУРАНИ
В ходе визита в Азербайджан представительной российской делегации была обнародована дата визита в регион сопредседателей Минской группы ОБСЕ – они, как заявил на встрече с Гейдаром Алиевым секретарь Совета безопасности России Владимир Рушайло, прибудут в регион 18 мая.
Накануне визита сопредседателей в регион агентство “Тренд” сообщило, что госсекретарь США Колин Пауэлл заявил, что Москва, Париж и Вашингтон, являющиеся сопредседателями МГ ОБСЕ, действуют “очень конструктивным и позитивным” образом, “и это несмотря на то, что некоторые трудные вопросы еще предстоит разрешить”.
По его словам, одной из причин, по которым встреча президентов Армении и Азербайджана в Ки Уэсте стала возможна, было личное участие президентов России и Франции Владимира Путина и Жака Ширака, призвавших Алиева и Кочаряна провести очередной раунд переговоров по Карабаху на высшем уровне. Кроме того, Пауэлл сообщил, что вопрос урегулирования армяно-азербайджанского конфликта будет обсужден и на его встрече 18 мая в Вашингтоне с главой МИД России Игорем Ивановым.
Появилась накануне визита сопредседателей и очередная “утечка”. Ее автор, председатель Партии гражданского единства Игбал Агазаде, раскрыл агентству CNA контуры достигнутых в Ки Уэсте договоренностей: Азербайджану возвращаются шесть районов, прилегающих к бывшей НКАО, Шуша и несколько прилегающих к ней сел, в которых будут размещены жители других 56 населенных пунктов, включая и Ходжалы.
В Лачинском коридоре будут размещены международные миротворческие силы, под международным контролем окажется также восстановленная дорога “Молла Насреддин” из Шуши в Физули, а из Лачина в Кяльбаджар и район Муровдага будет построена специальная дорога. Агазаде подтвердил, что азербайджанская сторона потребовала создания и “мегринского коридора”, однако, по словам депутата, его контуры пока что не определены, и армянская сторона отказывается передавать его под международный контроль. Что же касается вопроса статуса, то, по словам Агазаде, находящемуся под юрисдикцией Азербайджана Нагорному Карабаху будет разрешено иметь национальную гвардию и стать свободной экономической зоной.
При этом подконтрольными армянской общине остаются Гадрут, Аскеран, Ханкенди и 2 других района бывшей НКАО. Правда, непонятно, откуда Игбалу Агазаде стали известны столь сенсационные подробности переговоров, и пресс-секретарь МИД Армении Дзюник Агаджанян заявила агентству “Медиамакс”: “У меня нет никакого желания комментировать заявления азербайджанского комментатора, который не имеет абсолютно никакого отношения к переговорному процессу по урегулированию карабахской проблемы”, – цитирует ее заявление “Медиамакс”.
Однако если еще совсем недавно региональные масс-медиа всерьез обсуждали, произойдет ли на встрече президентов в Женеве или еще раньше в Москве подписание мирных соглашений, то сегодня оптимизма поубавилось.
Так, по сообщению “Снарк”, президент Армении Кочарян заявил, что об окончательных сроках урегулирования конфликта говорить пока рано. Тех же позиций придерживается и замминистра иностранных дел России Вячеслав Трубников. По его словам, говорить о конкретных сроках его урегулирования не станет ни один здравомыслящий человек.
Между тем в Армении, как известно, по многочисленным сообщениям армянских СМИ, ситуация накаляется. Практически все политические силы этой страны высказываются против любых компромиссов, не обеспечивающих независимость Нагорного Карабаха.
То есть события в регионе развиваются по уже известной схеме. Как только на переговорах появился реальный шанс достичь урегулирования, причем справки госдепартамента США красноречиво демонстрировали, в чью сторону склоняется чаша весов, в Армении начался очередной виток внутриполитической напряженности.
В результате официальный Ереван, поддаваясь общественному прессингу, занимает сверхжесткую позицию, что, по сути дела, торпедирует переговорный процесс, несмотря даже на то, что объективная необходимость урегулирования конфликта давно назрела. А это значит, что с оптимистичными заявлениями действительно лучше подождать.