Ашгабат начал угрожать Баку

Н.АЛИЕВ

Дипломатическая перепалка между Азербайджаном и Туркменистаном продолжается. МИД Туркменистана распространил вчера очередной пресс-релиз, связанный с разработкой Азербайджаном месторождений “Азери” и “Чираг”.

На этот раз в тексте содержатся еще более жесткие выражения – внешнеполитическое ведомство этой страны обращается к иностранным компаниям с призывом не проводить каких-либо работ и прекратить начатые работы на “спорных между Туркменистаном и Азербайджаном месторождениях” углеводородного сырья на Каспии до МИРНОГО (а возможен и иной путь? – Ред.) решения вопроса. Как известно, туркмено-азербайджанские переговоры по определению координат срединной линии на Каспии, состоявшиеся 2-3 мая с.г. в Ашхабате, завершились безрезультатно.

По итогам переговоров Туркменистан в официальном порядке выразил свою позицию по вопросу об определении срединной линии на Каспии между Туркменистаном и Азербайджаном. Главной причиной, тормозящей настоящий процесс, по мнению туркменской стороны, является односторонний, без учета интересов других стран, подход Азербайджана.

Баку заявил о своем несогласии с позицией Ашгабата. Последнее заявление такого рода прозвучало из уст первого вице-премьера правительства страны Аббаса Аббасова, который в интервью “Туран” сказал, что “нота МИД Туркменистана не имеет юридической базы, опирающейся на нормы международного права”.

Комментируя переданную на прошлой неделе в Ашхабате азербайджанской делегации ноту, А.Аббасов заявил, что туркменская сторона по данному вопросу исходит из своих личных интересов. Однако, продолжил Аббасов, остальные прибрежные государства тоже не могут поступиться собственными интересами “в угоду амбициям” Ашхабата.

Аббасов подчеркнул, что Азербайджан уже подписал с Россией и Казахстаном соглашения, протоколы и заявления по дну Каспия, и “выдвинутые Туркменистаном требования необоснованны”.

Что же касается угроз Ашхабата относительно международного суда, то, по словам Аббасова, поскольку позиция туркменской стороны не соответствует нормам и принципам международного права, то она не получит поддержки у арбитража. В свою очередь Туркменистан неоднократно предупреждал о неправомерности действий Азербайджана на Каспии и о передаче дела для рассмотрения в международном арбитражном суде в соответствии с международными правовыми нормами.

“Туркменистан, выдвигая свой подход к определению срединной линии на Каспии на основе равноудаленных точек по широтам, исходит из того, что этот метод является наиболее приемлемым и учитывающим принцип справедливости”, – говорится в последнем заявлении.

МИД этой страны напоминает, что Туркменистан, начиная с 1992 года, неоднократно в официальном порядке обращался к азербайджанской стороне относительно недопустимости разработки месторождений на Каспии в одностороннем порядке. “На протяжении всего этого времени Туркменистан проявлял политическую волю к достижению разумного компромисса, гибкость и терпение. Однако, к сожалению, это не возымело адекватной реакции со стороны Азербайджана”.

Туркменистан еще раз выразил свое категорическое несогласие с односторонними действиями Азербайджана относительно разработки месторождений “Азери” (“Хазар”) и “Чираг” (“Осман”) и обращает внимание на неправомерность их действий.

“Существование “длительной практики” и попытка провести аналогию с международным обычаем в отношениях между государствами бассейна Каспия делает необходимым обратиться к пункту 1″b” статута международного суда ООН, где обычай определяется как “доказательство общей практики, признанной в качестве правовой нормы” и предполагает, соответственно, признание его всеми прикаспийскими государствами.

Вместе с тем, и это факт, к настоящему времени отношения в бассейне Каспийского моря, имевшие место в советский период, не признаны в качестве обычая”, – говорится в заявлении МИД Туркменистана. Туркмены уверены, что их подход к определению координат срединной линии методом равноудаленных точек по широтам отвечает нормам международного права, учитывает специфику береговых линий и акватории Каспия на участке между Туркменистаном и Азербайджаном как противолежащих государств и в полной мере вбирает в себя принцип справедливости.

“По этой причине, а также в условиях, когда переговоры об определении правового статуса Каспийского моря еще не завершены, односторонние действия, связанные с эксплуатацией нефтяных месторождений, отрицательно сказываются на политическом климате в регионе, чреваты непредсказуемыми последствиями (! – Ред.). Исходя из этого, Туркменистан вновь призывает Азербайджан воздержаться от ведения каких-либо работ на море до определения договорно-правовой базы на Каспии…

В случае незаконного использования спорных территорий Туркменистан обратится в международный арбитражный суд и в соответствующие международные организации для решения спорных вопросов”, – говорится в заявлении. Тон заявления МИД Турции действительно серьезный. Однако реакцию официальных кругов Азербайджана таковой не назовешь.

По крайней мере завотделом по международным вопросам аппарата президента Новруз Мамедов на нашу просьбу прокомментировать данное заявление ответил, что не обладает информацией о нем. После того, как мы сообщили ему о сути заявления, Мамедов дал весьма дипломатический ответ. “Азербайджан желает сохранять хорошие отношения с соседями. Азербайджан и Туркменистан – соседи. Между нами Каспий. И мы стараемся поддерживать хорошие отношения с Туркменистаном.

Тем более, что туркмены и азербайджанцы имеют общие корни. Нас очень удивила нота Туркменистана и мы сожалеем, что наши соседи по Каспию заняли такую позицию. В обсуждениях статуса Каспия мы стараемся придерживаться международных законов и существующей практики урегулирования подобных вопросов. А на что ссылается Туркменистан для обоснования своей позиции, нам не понятно.

Что касается их требования о том, что Азербайджан должен согласовывать свои действия по разработке энергоресурсов в спорной территории, нам оно кажется странным. Наша страна уже 50 лет работает в области разработки энергоресурсов Каспия. Азербайджан может послужить примером надежного сотрудничества. Это сотрудничество, в том числе и по тем месторождениям, на которые претендует Туркменистан, разрабатываются согласно Конституции Азербайджана, эта деятельность также приветствуется Россией и Казахстаном.

Что касается срединной линии, мы высказали свое мнение по этому поводу и надеемся, что этот вопрос решится в рамках международного права и мировой практики, так как мы ссылаемся только на них”, – отметил Н.Мамедов.

Несмотря на то, что в ноте туркменского МИД содержится также обращение к АМОК (операционная компания по разработке “спорных” месторождений “Азери” и “Чираг”), на ее работе это, судя по всему, никак не отразилось.

Руководитель пресс-офиса АМОК Тамам Баятлы сообщила “Эхо”, что компания не получала никакой ноты. “Если она направлена правительству Азербайджана, оно на нее и ответит. Мы же, как и другие операторы, работаем в стране в рамках PSA (соглашение типа “Продакшн шерринг агримент”), которое имеет статус закона”, – отметила Т.Баятлы. Таким образом, в Баку на новый демарш Ашгабата не обратили никакого внимания.

Однако, что означают “недипломатические” слова в заявлении туркменского МИД типа “до мирного решения” или “может привести к непредсказуемым последствиям”? Не угрожает ли таким образом соседнее государство безопасности Азербайджана?

По мнению экс-министра иностранных дел страны Тофика Зульфугарова, об этом не может быть и речи. Кроме того, по его словам, Туркменистан сам заключает односторонние соглашения с западными компаниями, поэтому возмущение Ашгабата по этому поводу непонятно.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год