Жуткие тайны озера “Ганлыгель” в Баку

Дж.ИБРАГИМОВА

Практически завершив процесс “зачистки” города от несанкционированных “толкучек”, незаконных сооружений, скопищ уличных торговцев и киосков, столичный мэр открыл новый фронт работ: он приступил к осушительным мероприятиям.

Вот уже несколько дней на городском искусственном водоеме “Ганлыгель” вовсю работает плавучий дизельный насос, откачивающий воду из озера. Мощность насоса, работающего круглосуточно, позволяет выкачивать из водоема порядка 1000 куб.м воды в час. За те несколько дней, что “пашет” насос, уровень воды в озере уменьшился на 15-20 см.

В этом мы смогли воотчию убедиться, побывав в районе проведения работ. Водоросли на торчащих из воды железных конструкциях служат своеобразной меркой уменьшения ее толщи. Если так дело пойдет и дальше, то в месяц уровень воды в водоеме будет уменьшаться на 80 см. Но судя по всему, мэр и здесь настроен крайне решительно.

По словам заведующего отделением городского хозяйства мэрии Баку Халида Алекперова, процесс осушения будет значительно ускорен после введения в эксплуатацию в ближайшие дни стационарного электрического насоса.  Чем же объясняется столь пристальное внимание к озеру со стороны исполнительной власти (говорят, что сам мэр наведывается сюда чуть ли не каждый день)?

У озера уже давно сложилась не вполне благополучная репутация. Ведь неспроста водоем носит название “Ганлыгель” (“Кровавое озеро”). Немало тайн оно хранит. И, видимо, осушителей по мере его обмеления ожидают далеко неприятные находки. Поговаривают, что водоем служил и служит излюбленным местом для захоронения людей, ушедших из жизни, естественно, не по собственной воле.

А сторожилы утверждают, что на дне покоятся как минимум с десяток автомобилей вместе со скелетами давно обглоданных рыбами владельцев. На эту и без того жуткую картину накладывает отпечаток и тот факт, что безжалостные воды озера размыли восточное кладбищенское побережье, а песок усеян костями, почти как после нашествия людоедов.

Да и с экологической точки зрения водоем никак не назовешь благополучным. Вот уже порядка двух десятков лет в него сливаются канализационные отходы практически всех близлежащих поселков, что, впрочем, никак не мешает заядлым рабакам коротать у берегов время с удочкой в руках. Существуют опасения, что “Ганлыгель” может стать источником возникновения в данном районе оползневой ситуации.

Как видно, причин для внимания к себе со стороны городских властей озеро накопило немало. Работы начались и ведутся, действительно, ускоренными темпами. В настоящее время обнаружены все канализационные стоки, посредством которых в озеро и сливались бытовые отходы. Благодаря усилиям работников ПО “Бакканализация” сейчас эти стоки подведены к тоннельному колодцу, находящемуся здесь же.

Через колодец они по коллекторам перегоняются к Говсанской очистной станции. В этот же колодец поступает и вода, откачиваемая из “Ганлыгеля”. Как уверяют специалисты, сегодня в озеро, если и поступают жидкие бытовые отходы, то уж в небольшом объеме и со стороны поселка Бадамдар.  По словам начальника ПО “Бакканализация” Алы Годжаева, для того, чтобы полностью осушить озеро, понадобится много времени.

При площади более 100 гектаров глубина водоема составляет от 4-5 метров только в береговой зоне и до 27 метров в центре. Как раз в районе максимальной глубины озера и находится подземный источник приблизительным диаметром в 30-40 метров. По словам А.Годжаева, тем не менее озеро будет осушено вплоть до источника. Решение же о том, что будет на месте осушенной территории, в дальнейшем будет принимать правительство страны. Что касается других объектов по осушению, то и там дела идут довольно успешно.

В настоящее время идентичная работа проводится на “Беюкшоре”, за исключением того, что этот водоем страдает от сливов в него еще и промышленных вод. Стационарная насосная станция, установленная здесь для предотвращения попадания в озеро отходов нефтепроизводства, не работала несколько лет.

За это время создалась реальная угроза затопления аэропортовской трассы, а также подмыва ряда населенных пунктов Сабунчинского района столицы. По словам Халида Алекперова, в течение 10 дней насосная станция была приведена в исправность и теперь вкупе с еще одним агрегатом качает промышленную воду на Говсанинское очистное сооружение.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год