Р.ОРУДЖЕВ
14-15 мая председателю одной из ведущих оппозиционных партий страны – “Милли Истиглал”, Этибару Мамедову предстоит поездка в США по приглашению Белого дома и Международного демократического союза.
В целом визит будет посвящен знакомству с новой американской администрацией. О том, какие задачи ставит перед собой в преддверии поездки Э.Мамедов, о текущем состоянии дел в партии и общественно-политической ситуации в стране рассказывает сам лидер АМИП.
– Чем вы можете объяснить, что для знакомства с новой администрацией США из всех политических лидеров Азербайджана выбрали именно вас?
– Ну, во-первых, мы вместе с республиканской партией США состоим в одной организаций – Международном демократическом союзе, и являемся, можно сказать, союзниками. Поэтому у нас в свое время была поездка по приглашению национального комитета республиканской партии для более близкого знакомства с ней, затем в прошлом году мы получили приглашение на съезд этой партии, где утверждался кандидат в президенты от этой партии Джордж Буш. И вот в этом году, уже в третий раз, нас приглашают для ознакомления с работой республиканцев, вновь пришедших к власти. Так что ничего удивительного я в этом не вижу.
– Для вас подготовлена четкая программа встреч с конкретными чиновниками, или вы сможете вести переговоры выборочно – сами определять партнеров?
– Программа уже готова. Вначале будут общие мероприятия с участием высших должностных лиц новой администрации, а затем пройдут отдельные встречи в госдепартаменте, Совете Безопасности. Мне предстоит также выступление в центре имени Никсона. Будут и встречи с руководителями ведомств, определяющих внешнюю политику, оборону, экономику и торговлю.
– Вы уже подготовили вопросы к американским политикам?
– Конечно. Основные обсуждаемые темы – это безопасность Азербайджана, армяно-азербайджанский конфликт, экономическое развитие нашего региона и конкретно Азербайджана, а также вопросы демократизации в нашей стране. Отдельно пройдут переговоры и по нашим межпартийным отношениям. Кроме того, я хочу более точно определить приоритеты во внешней политике США, в том числе и в отношении Азербайджана.
– Какие доводы вы намерены приводить, чтобы убедить американцев в необходимости активнее реализовывать какие-то экономические программы в нашей стране? Наверняка в этой связи им будет интересно ознакомиться с мнением оппозиционного политика.
– Иностранные проекты в Азербайджане, в основном, сегодня реализуются в энергетической сфере. Этого недостаточно в первую очередь для Азербайджана, потому что сегодня масштабы доли нефтяного сектора в экономике Азербайджана достигли угрожающих размеров для безопасности страны. Сейчас все у нас зависит от нефти и нефтепродуктов. Для вложения капитала в другие сферы нет гарантий, велика степень риска. Нефтяные контракты защищаются великими державами, а во-вторых, эти договоры после ратификации в парламенте сразу же приобретают статус закона.
Чиновники среднего звена не могут как-то препятствовать их выполнению или же создавать какую-то угрозу для них. А средний и мелкий бизнес не имеет такой защиты, и поэтому капитал просто уходит из Азербайджана. Поэтому необходимо стабилизировать ситуацию в регионе и стране, а это зависит от решения армяно-азербайджанского конфликта, а также от внутренней политики и режима в Азербайджане.
– Интересна ваша точка зрения на ту неразбериху с окончательным вердиктом Верховного суда по вашей кассационной жалобе…
– Вообще-то, во время оглашения этого решения присутствовало около десятка членов нашей партии, и просто стыдно за наши суды и за наших судей, что они настолько зависимы от исполнительной власти и на них могут оказывать такое давление. Все, что говорил судья, у нас записано на пленку и теперь мы просто ждем письменного документа о решении Верховного суда. Наши адвокаты ждут истечения 10-дневного срока со дня судебного заседания. Нам просто стыдно доказывать лживость Верховного суда, стыдно за страну.
– Можно ли говорить, что возможность создания блока 4-х из ПНФА, ПГС, “Адалят” и АМИП ушла в прошлое? Об этом говорилось еще перед съездом вашей партии.
– Это не я говорил, а журналисты. Они всегда создают разные комбинации. Пусть продолжают… Я говорил, что это все возможно, но только после того, как мы сами решим и объявим, какие группы и во имя чего нам надо создавать.
– Член руководства АМИП Шадман Гусейн в свое время входил в состав нашей делегации в ПАСЕ, и многие сейчас склонны оценивать его работу там как малорезультативную, особенно по сравнению с работой новой делегации под руководством Ильхама Алиева.
– Ш.Гусейн работал больше и эффективнее. В то время наша делегация официального статуса не имела. Это было еще до вступления Азербайджана в СЕ. Они участвовали там в качестве особо приглашенных, и именно эта делегация сделала очень много для нашего членства в СЕ – это их заслуга. Я не думаю, что можно сравнивать работу этих двух делегаций, у прежней было меньше возможностей, но тогда тоже были выступления в ПАСЕ, правда, тогда по АzТV никакой прямой трансляции из Страсбурга не показывали. Их работу просто не афишировали. А Ильхам Алиев просто исполняет свои прямые обязанности члена парламентской группы Азербайджана, и эту работу пока трудно назвать героической. Если будут какие-то результаты, тогда можно будет их как-то оценить.
– Что вы думаете о предстоящей встрече в Женеве?
– Пока все это в секрете, хотя Кери Кавано и выступает, высказывает какие-то оптимистические прогнозы. Я пока не в курсе и потому не могу сказать, что они предлагают, и если будет возможность, в Вашингтоне я переговорю с Кавано – в программе есть встреча с замом Колина Пауэлла, и если Кавано будет в столице, то он тоже примет участие в ней. Тогда можно будет говорить более точно, что они предлагают и на что рассчитывают, высказывая такие оптимистические прогнозы. Наша позиция такова – территориальная целостность и суверенитет. Армяне, напротив, говорят о своем неподчинении Баку и невозможности собственного анклавного существования. Здесь какой-то явный тупик. И поэтому я не думаю, что стороны смогут прийти в Женеве к окончательному решению.
– Сейчас наметился новый виток митинговой активности партий. ДПА наметила на 12 мая уже второй несанкционированный митинг. ПНФА инициирует общеоппозиционный митинг в конце мая. Но нигде не слышно, чтобы АМИП заявила о своей солидарности с этими акциями.
– Они, как самостоятельные партии, принимают какие-то решения, проводят свои акции, мероприятия. Мы говорили и повторяем, что считаем их требования в области прав человека справедливыми и никакого препятствия к участию наших сторонников в этих акциях чинить не будем. Журналисты всегда неверно ставят вопрос – почему вы не присоединяетесь к митингу. Это ведь их акция! Они ее готовят, они выдвигают какие-то требования, мы можем их лишь поддержать и заявить, что мы солидарны с ними. А когда мы будем проводить совместные акции – это уже другое дело. Было предложение от ПНФА об общей акции и ее можно провести, но никто не должен говорить, что вот я провожу, а остальные должны к ней присоединиться. Совместные акции могут быть и, наверное, будут. Если станет явной серьезная угроза национальным интересам Азербайджана, тогда мы используем все законные способы протеста.
– Ходят слухи о тяжелом материальном положении АМИП. В связи с этим не было ли сведение количества ваших замов с 6 до 2 следствием этой ситуации?
– Каково положение в стране, таково оно и в нашей партии. И никакой связи между количеством моих замов и денежным обеспечением партии нет. Их число может быть увеличено во время каких-то важных событий или сокращено в периоды затишья, для каждодневной работы.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год