Азербайджанский джаз: забытая история?

И.АСАДОВА

Когда “короля джаза” Луи Армстронга спросили, что такое джаз, он ответил: “Если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять”. Утверждают, что Фэтс Уоллер в подобной же ситуации сказал: “Раз вы сами не знаете, то лучше не путайтесь под ногами”. Словом, даже великие музыканты не могли объяснить, что такое джаз. Что тогда ответит в этой ситуации простой обыватель, пытающийся высказать по этому поводу свою точку зрения? А потому и мы не беремся в этой статье раскрывать сущность этого музыкального течения. Мы просто попытаемся рассказать о развитии джаза в нашей стране, о тех, кто дал толчок его зарождению, и о тех, кто внес большой вклад в его развитие.

Принято считать, что основой азербайджанского джаза стал созданный в конце 30-х годов маэстро Ниязи и Тофиком Кулиевым Государственный эстрадный оркестр, который был известен и под другим названием – “Государственный джаз”. Что представлял из себя первый состав этого ансамбля? Три тромбона, такое же число труб, пять саксофонов, рояль, гитара и ударные инструменты. Наравне с джазовой классикой в программу первого концерта оркестра были включены пьесы Ниязи и Тофика Кулиева. В 1941 – 1945 годах после окончания Великой Отечественной войны “Государственным джазом” руководил Рауф Гаджиев. Но в 50-60-х годах антизападная пропагандистская машина СССР нанесла сильный урон развитию этого музыкального жанра в стране. Но даже невзирая на установленные запреты, фанаты этой музыки собирались вместе, слушали западные радиостанции, а потом пытались самостоятельно исполнить услышанное.

В 60-х годах при поддержке и руководстве Кара Караева, Ниязи, Тофика Кулиева, Рауфа Гаджиева в Азербайджане началась вторая жизнь эстрадной и джазовой музыки: “Гайя”, квартет Рафика Бабаева и, наконец, эпоха Вагифа Мустафазаде, который представил восточный мугам на понятном для западного слушателя языке, то есть на языке джаза, а для отечественного слушателя – на родном языке мугама. Знаменитый джазовый критик, американец Велис Коновер сказал: “Вагиф Мустафазаде – экстра-исполнитель.

Он лучший исполнитель лирического джаза из тех, кого я слушал…” Свободный нрав импровизации стал основной частью связи мугама с джазом. Это прекрасно осознавал Вагиф Мустафазаде и в начале 60-х годов создал новое течение в музыке – джаз-мугам. Однако, как говорят, большой джаз требует больших жертв. Музыкант, как и многие другие исполнители с мировой славой, преждевременно покинул этот мир, оставив в “наследство” азербайджанскому народу дочь Азизу. А что сегодня? Куда подевался наш джаз, куда исчез рьяный фанатизм, некогда присущий почитателям этого музыкального течения? На самом же деле азербайджанский джаз – еще не совсем забытая легенда. Как сказал один из его видных представителей Раин Султанов, “джаз есть, но его очень мало…”. Есть Вагиф Садыхов, известный во многих странах мира пианист, ввиду невостребованности на родине вынужденный жить в Москве…

“Джазмены у нас практически ничего не зарабатывают. Очень многие талантливые ребята разъехались…”, – рассказывает Р.Султанов. Кстати, вот уже два года, как группа “Синдикат”, созданная под его руководством, прекратила свое существование. Родной брат Раина – Рауф на протяжении долгих лет играл в джаз-оркестрах и группах в Баку и Москве. Как и Раин, Рауф Султанов выступал на различных джазовых фестивалях, много гастролировал, нынче же выступает в составе джазового оркестра Азтелерадио.

Есть также группа “Бакустик джаз”, возглавляемая Салманом Гамбаровым. Увы, но бытует мнение, что среди подрастающего поколения в этой области нет дарований. Однако, несмотря ни на что, азербайджанский джаз по-прежнему высоко котируется в мире. Согласны с этим Раин Султанов и другие музыканты, уверяющие, что “традиции азербайджанского джаза живы и будут продолжены теми, кому небезразлична эта музыка…”

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: