Н.БАННАЕВА
Галерея “Абшерон” открыла свой новый сезон. “Осенняя выставка” – это без малого 40 работ 24 художников. Уходящее медленно и неохотно лето этого года будто задержалось в полотнах как известных мастеров, так и дебютантов. Наиболее пронзительно оно “кричит” с холстов Дарвина Велибекова, яростно исполосованных гигантскими мазками: диптих “Осень” не менее горяч, чем “Знойное лето”. А “Ичери шэхэр” Фаика Гамбарова сродни картинке в детском калейдоскопе – летняя жара там стекает с крыш цветными потеками, складываясь в диковинные узоры ковра. Напротив, “Полдень” Сабины Шихлинской – томный, тягучий – выдержан в единой золотистой гамме.
Разумеется, проводы лета не могут обойтись без цветов, которых на этой выставке хватило бы на небольшой сад. Перекликаются между собой магнолии в натюрмортах Мамеда Оруджева и Айдына Тагиева, выступает из бархатистой дымки “Ваза” Тебриза Абдуллаева, полная цветущих веток, тихо сияют холодные лепестки “Цветов” Сабины Шихлинской, белеют “Цветы на красном фоне” покойного мастера Махмуда Тагиева. И все это более-менее реальное великолепие противостоит соблазнительно-розовым, потусторонним “Цветам зла” – философскому полотну Эльяра Алимрзаева. Тему философских размышлений поддерживает и “Натюрморт с павлиньим пером” Тебриза Абдуллаева, цитирующий по памяти притчу о том, что Бог создал розу белой, но Адам взглянул на нее – и она, застыдившись, покраснела, да так и осталась алой. В роли ока Адама здесь выступает “глаз” павлиньего пера, пристально и живо уставленный на зрителя.
Один из “гвоздей” выставки – огромное полотно Закира Гусейнова “Корова”. Крутые бока роскошной, монументальной буренки напоминают палитру живописца. Очередной ряд милых женских образов, а также сочный летний натюрморт выставили “бакинские Ренуары” – Ирада и Рза Авшар. Интересна работа одного из дебютантов, молодого художника Эльдара Гаджиева. Она незатейливо названа “Ночь”, пленяет изяществом линий при лаконичном колорите, а по сюжету неуловимо перекликается с творчеством Сафо и группы “Тату”.
Среди пейзажей приковывает внимание нежно-таинственный “Босфор” Мамеда Оруджева. Картина Закира Гусейнова – “тезка” самой галереи – изображает, конечно же, уголок нашего побережья: над белыми домиками теплым холмом вздыбилось изумрудное море. Среди работ на выставке есть и несколько графических листов – это пастели, линеарно-изящные у Маиса Агабекова и плотно-живописные у Гамзы Абдуллаева, а также композиции художника-керамиста Адалята Байрамова, исполненные тушью в духе миниатюры.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год