Минсвязи Азербайджана работает, как “собака на сене”

Р.НАСИРОВ

Не утихают споры вокруг вопроса введения в Азербайджане поминутной оплаты телефонных разговоров, инициатором которой стало Министерство связи. Апеллируя к чрезмерной нагрузке действующих мощностей, ведомство в прошлом месяце вынесло эту проблему на обсуждение общественности. Сразу же появились сторонники и противники идеи. Первые утверждают, что подобная практика успешно применяется во многих странах, в ответ на что “оппозиция” указывает на тяжелое социальное положение населения, которое не осилит “поминутку”.

Тогда из Минсвязи просочилась информация о том, что повременка будет введена в качестве эксперимента лишь в некоторых районах города. Да и мощности аналоговых АТС пока не позволяют говорить о всеобщей практике поминутной оплаты. Точку в вопросе поставил министр экономического развития Фархад Алиев, сказавший, что в ближайшее время Тарифный совет не собирается обсуждать этот вопрос. Однако вопрос все еще не снят с повестки дня. В интервью “Эхо” свое мнение по этой проблеме высказал глава СП “АзЕвроТел” Нури Ахмедов.

– Это мировая практика. И в развитых странах, и в государствах по уровню развития, стоящих ниже нас, применяется поминутная система. Более того, режим, в котором сегодня работают АТС, особенно шаговые, координатные, не позволяет им выдерживать нагрузки. Некоторые говорят по телефону по два часа. И это приводит к нагрузке линий и потреблению электроэнергии. Во всем мире такие явления ограничиваются тарифами и многое зависит от мощности АТС. Я понимаю, что вопрос упирается в социальные проблемы…

– Готовы ли мы к этому сейчас?

– Это уже другой вопрос. Пока ни политически, ни социально, ни технически мы к этому не готовы. Единственная ошибка Минсвязи заключается в том, что к вопросу надо было подготовиться, а потом его поднимать.

– Работники ведомства заявили, что проект будет внедряться поэтапно и пилотный проект будет проверен в одном из районов города. Как тогда быть с принципом социальной справедливости? Ведь абонент, который платит за каждую минуту разговора, может оказаться в невыгодном положении по сравнению даже с соседом по улице.

– У вас дома какой телевизор? JVC. А у меня “Красное знамя”. Какая же здесь социальная несправедливость?

– У меня есть выбор при покупке телевизора. Я сам выбираю марку в зависимости от финансовых возможностей. А в случае с поминутной оплатой Минсвязи выберет за меня.

– И тогда у вас будет выбор. Вы хотите, чтобы мы говорили о социальном факторе. Пожалуйста. А это справедливо, когда дети какого-то нувориша часами занимают телефон, а старуха-пенсионерка не может позвонить, скажем, в “скорую”? И платят они одну и ту же сумму в 3 тыс. манатов в месяц.

– Может, стоит посмотреть на эту проблему с другой стороны – создать условия, чтобы между компаниями коммерческого сектора в области телефонной связи возникла конкуренция? Тогда и у населения появится выбор.

– Совершенно верно. Хочет абонент связь на 20 тыс. манатов? Пожалуйста. Нет, может пользоваться “гостелефоном”. Но ведь для этого надо развиваться. А министерство этого не хочет. Оно ревнует и не желает, чтобы развивались остальные.

– Значит, мы вернулись к тому, с чего начался наш разговор – Минсвязи хотело ввести такую систему, не подготовив к нему рынок?

– Я бы даже сказал иначе. Не то, чтобы вопрос был поставлен рано, наоборот – он давно назрел. Просто политически и технически министерство к нему не подготовилось. Все-таки это имеет непосредственное отношение к экономике. Рынок должен быть насыщен. Пусть у потребителей будет выбор. В то же время Минсвязи стремится быть единственным на рынке и убивает всех конкурентов. А убить нас ему, например, ничего не стоит. Две минуты…

– Ваше отношение к злополучным двум “ширванам”, введенным за пользование интернет-связью и факсимильными аппаратами?

– Отрицательное. Интернет создает огромную нагрузку для Баку. С другой стороны, заплатили мы все сразу по два “ширвана”. И что, проблема разрешилась? Если проблема решается таким образом, то двух “ширванов” даже мало. Давайте будем платить по пять. Я готов выложить эту сумму. Но ведь собранные деньги используются не для того, чтобы поднимать техническое состояние коммуникаций. Смысл в том, чтобы убить конкурентов “Бакнета”. Вот в чем проблема.

– На днях министр транспорта Зия Мамедов сказал, что примерно через месяц произойдет пуск азербайджанского сегмента оптиковолоконного кабеля…

– Вы знаете, я вообще называю Министерство связи “собакой на сене”, как у Лопе де Вега. И сам не может и другим не дает. Такие операторы, как мы просим их: дайте нам 2-мегабитный канал до границы Грузии. Назначают цену без НДС – 6,5 тыс. долларов. С налогом он доходит до 8,2 тысячи. Грузины за тот же канал на своей территории до Новороссийска просят всего 600 долларов. Но ведь разница-то должна быть? Значит, министерство не хочет иметь здесь конкурентов. Но кредит в 30 млн. долларов все равно придется возвращать. Как оно собирается это делать? Лучше иметь 100 абонентов по 650 долларов, чем 2 – по 6,5 тысячи. Сейчас у них два клиента. Смехотворно. Уже полтора года пустили ТАЕ, а клиентов нет.

– Министр транспорта также сказал, что 30-40% оптиковолоконного кабеля будет дано в качестве трафика коммерческим структурам. Собираетесь участвовать в проекте?

– Правильно. Молодец такой министр. Немедленно будем участвовать. Как только предложат. Естественно, при условии, чтобы цены были нормальными. Я ничего не теряю. Я и сейчас работаю, не останавливаясь. За полуканал я сейчас плачу около 4 тыс. долларов. Дадут 2-мегабитный поток за 3-3,5 тыс. долларов, почему не взять? Если мы заключим соглашение на год, то можем спокойно платить по 2 тыс. долларов в месяц. Представляете, в Грузии будем платить 650 долларов, а за аналогичную нагрузку в Азербайджане, где теоретически мы должны пользоваться льготами, готовы выложить 2 тыс. долларов…

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: