Э.АЛЕКПЕРОВ
Вчера Военная коллегия Суда по делам о тяжких преступлениях продолжила слушание уголовного дела трех азербайджанских граждан, которым инкриминируется создание незаконных вооруженных формирований для участия в боевых действиях на территории Чечни. На скамье подсудимых находятся Тельман и Мушфиг Гурбановы и Эльнур Кязимов. Добровольцев разыскивали давно. Это то же дело, по которому в минувшем году осудили 19 человек. Кязимов был задержан в апреле, а Гурбановы – в июле.
Согласно обвинительному заключению, все началось со встречи Эльнура Кязимова в мечети “Абу-Бекр” с Кянаном Шабановым, работавшим переводчиком в представительстве Чечни. Шабанов призывал посетителей мечети ехать в Чечню с тем, чтобы воевать на стороне чеченцев. С каждым разом Кязимов все более проникался этими идеями и вскоре изъявил желание отправиться на войну. Идеолог пообещал обеспечить беспрепятственный проезд в грузинское село Дуиси, где проходили военную подготовку отряды добровольцев из Азербайджана. Как-то Кянан позвонил Эльнуру и сказал, чтобы тот, прихватив с собой паспорт, явился к железнодорожному вокзалу, чтобы отправиться в Грузию.
20 апреля 2001 года подсудимый прибыл на место встречи. Здесь Кянан познакомил Эльнура с Фаиком Гулиевым (осужден по аналогичному обвинению), который тоже хотел поехать на войну. Кянан купил им билеты и сообщил, что их встретят в Тбилиси. На азербайджано-грузинской границе пограничники спросили у Эльнура о том, с какой целью он едет в Грузию. Подсудимый ответил без обиняков, что едет в Чечню, где будет воевать против российских войск… Кроме того, следствие установило, что Мушвиг Гурбанов, войдя в преступный сговор с Бахрузом Мамедовым (уголовное дело в отношении него выделено в отдельное производство) и неустановленным следствием лицом чеченской национальности по имени Халиг, тоже решили ехать в Чечню, чтобы принять участие в боях против России.
7 апреля 2001 года Мушфиг и Халиг, покинув Азербайджан, прибыли в село Члебани в Грузию, где формировался вооруженный отряд добровольцев из азербайджанцев. По приезде Мушфиг сдал, согласно правилам, военный билет жителю Тертерского района Халиду, который командовал отрядом. В селе наемники обучались владению оружием, применению взрывчатых веществ, а также работе с топографическими картами. Раз в месяц отряд поднимался в горы для подготовки к предстоящим военным действиям.
Третьему подсудимому Тельману Гурбанову также удалось добраться до села Члебани вместе с Азером Мисирхановым (осужден по аналогичному обвинению). Отрядами добровольцев в селах Члебани и Дуиси руководил небезызвестный полевой командир Руслан Гелаев. Чуть позже Мушфига и Тельмана Гурбановых объявили в розыск и по возвращении на родину повязали.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год