Х.ИСМАЙЛОВА
Более десяти лет назад появилась идея строительства трубопровода Баку-Джейхан. 18 сентября 2002 года один из крупнейших проектов региона начал реализовываться. Вокруг Баку-Джейхан происходили политические процессы, сыгравшие большую роль в истории региона, и о которых читателю известно очень мало. Но самое главное, Баку-Джейхан – еще одно воплощение американской мечты. Этот проект был назван иностранными журналистами “Белым слоном”, так как долгое время никто не верил в его реальность.
О том, как трудно было заставить мировую общественность поверить в этот проект, рассказал по дороге в Анкару после церемонии закладки первого камня трубопровода генеральный директор турецкой энергетической компании BOTAS Гекхан Бильдачы. “Конец плохим сценариям по Баку-Джейхан. Вокруг этого проекта было немало интриг. Лоббистские группы, да и целые государства работали против него”. В самолете, летящем из Баку в Анкару, Бильдачы выхватил микрофон из рук стюардессы и сказал: “Проект планировался с 1992 года. Столько людей потратило на него усилия. Мы пошли с этим проектом во Всемирный банк, там сказали “нельзя”. Европейские структуры осмеяли эту затею, в России сделали тоже самое.
В Азербайджане нам не предложили даже стакан чаю. И все же мы добились его реализации”. Последние дни своей жизни покойный президент Турции Тургут Озал был занят именно этим проектом. На его встрече с Эльчибеем президенты обсудили варианты маршрутов перекачки азербайджанской нефти, и тогда были обговорены контуры трубопровода от Каспия до Средиземного моря. Хотя конкретных деталей, да и проекта по названию Баку-Джейхан тогда еще не было.
К ДЖЕЙХАНУ ЧЕРЕЗ ИРАН
История Баку-Джейхан на самом деле начинается с 1991 года, когда иностранные нефтяные компании заказали компании JP Kelly исследовать возможные маршруты транспортировки каспийской нефти, рассказывает бывший президент ГНКАР Сабит Багиров. Эта компания и разработала впервые все возможные маршруты, среди которых не было, пожалуй, только Баку-Супса. Были исследованы маршруты Баку-Новороссийск, Баку-Поти, Баку-Джейхан и Баку-Персидский залив. Интенсифицировались исследования в середине ноября 1992 года, поскольку еще в начале этого месяца были подписаны 5 меморандумов по “Азери-Чыраг-Гюнешли” с иностранными нефтекомпаниями и один из этих документов касался разработки маршрута Основного экспортного трубопровода. К концу февраля 1993 года исследования были завершены.
Баку-Джейхан уступал по экономическим параметрам некоторым трубопроводам, и все же, по ряду причин, именно он рассматривался в качестве основного варианта. Было решено начать межправительственные переговоры. В Турции даже было подписано предварительное соглашение по Баку-Джейхан. Сразу после Анкары начались переговоры с Тегераном, поскольку тогдашний вариант маршрута Баку-Джейхан проходил через Иран. С министром энергетики ИРИ Агазаде была достигнута договоренность о начале разработок по маршруту Баку-Иран-Джейхан. Подписанию соответствующего документа во время этого визита помешала лишь разработка отдельных деталей.
По словам Багирова, у маршрута, пролегающего через Иран, были и политические предпосылки. “Во-первых, этим устранялась проблема энергообеспечения Нахчывана (поскольку маршрут пролегал и через территорию НАР), во-вторых, власти Азербайджана считали этот маршрут хорошей возможностью для налаживания экономических связей между Южным и Северным Азербайджаном. Очевидного протеста со стороны американских нефтяных компаний или правительства США не было. Закон Д`Амато, согласно которому были наложены санкции на Иран, был принят гораздо позднее – в 1995 году.
ПКК И ИЮНЬСКИЙ ПЕРЕВОРОТ
В мае 1993 года турецкими властями была организована поездка по предложенному маршруту. Эта поездка должна была способствовать принятию конкретных решений по реализации проекта. Однако произошедшие в регионе политические процессы помешали этому. Информация о предстоящей поездке рабочей группы и официальных лиц трех стран по маршруту просочилась в турецкую прессу, уделяющую особое внимание переговорам вокруг ОЭТ. И сразу после опубликования этой информации в Восточной Анатолии начались волнения, организованные курдской террористической организацией ПКК, рассказывает С.Багиров. Пока власти Турции наводили порядок в мятежной провинции, в Азербайджане произошел госпереворот. Июньские события, да и нестабильная обстановка в Турции надолго отложили реализацию проекта.
НОВОРОССИЙСК, СУПСА
После того, как в Азербайджане сменилась власть, новое правительство решило забыть о достижениях свергнутой команды и долго присматривалось к вариантам транспортировки нефти. Началась реализация трубопроводов для прокачки ранней нефти – Баку – Новороссийск и нового маршрута Баку – Супса. Однако в 1998 году активизация США в вопросе транспортировки каспийской нефти вдохнула новую жизнь в забытый трубопровод Баку – Джейхан.
Воспоминания бывшего посла США в Азербайджане Стенли Эскудеро:
– Я стал послом США в Азербайджане в 1997 году. Администрация Клинтона оказывала поддержку именно этому проекту. В Вашингтоне были несколько обеспокоены тем, что уделялось больше внимания уже существующим трубопроводам и альтернативным вариантам – в частности, маршруту Баку-Новороссийск и иранскому варианту. Приоритетными для нас все-таки являлись ОЭТ Баку-Джейхан и Баку-Супса. Баку-Новороссийск был нежелательным маршрутом, поскольку изначально предполагалось, что он должен был пройти через территорию Чечни.
И даже тогда, когда путь северного трубопровода пролег в обход этой территории, оставались сомнения на счет гарантий его безопасности. Первый реальный шаг в проекте Баку-Джейхан, по мнению г-на Стенли Эскудеро, был сделан в 1998 году, когда американские официальные лица, встретившись в Стамбуле, обговорили детали проекта, пути решения существующих проблем. На встрече участвовали только американские офицеры – послы США в трех странах, представители Госдепартамента, департамента финансов США и других структур. Именно после этой встречи и активизировалась деятельность вокруг проекта Баку-Джейхан.
– Не секрет, что изначально Баку-Джейхан был больше политическим проектом, нежели экономическим.
– Это правда. И все же все стороны были уверены, что трубопровод должен проходить через несколько стран. Каспий не имеет выхода к океану. Выход в Джейхан обеспечит каспийской нефти стабильный рынок. Были изучены экономические аспекты этого трубопровода, и в конце концов нефтяные компании, государства и финансовые институты, вовлеченные в этот проект, посчитали его рентабельным. Иншааллах, этот трубопровод обеспечит всем участникам проекта многомиллиардную прибыль. На вопрос, были ли предложения использования проекта Баку – Джейхан в качестве инструмента в решении карабахской проблемы экс-посол ответил, что конкретных предложений на эту тему он не слышал.
Правда, “были публикации в прессе, в основном в армянской, в которых указывалась заинтересованность Еревана в том, чтобы маршрут пролег через территорию Армении взамен на некоторые уступки в вопросе Нагорного Карабаха. Но г-н Эскудеро не помнит, чтобы эта тема была предметом серьезного обсуждения. Что касается того, кто в администрации Клинтона был основным лоббистом проекта Баку – Джейхан, по словам бывшего посла, “это была в целом политика правительства. Конечно, была роль советника президента по вопросам энергоресурсов Каспийского бассейна Ричарда Морнингстара, посла Стивена Манна. И все же у клинтоновской администрации была строго определившаяся позиция в вопросе проекта Баку – Джейхан, и администрация Буша продолжила эту политику, отметил Эскудеро.
Армянский маршрут в Белом доме
И все же в ходе поисков ранних публикаций в американской и турецкой прессе на тему трубопровода Баку – Джейхан, мы натолкнулись на имя Роджера Тамраза, который лоббировал в вашингтонском Белом доме и бакинском, мягко говоря, оригинальные маршруты прокачки каспийской нефти. Более того, судя по всему, его предложения были восприняты достаточно серьезно. О чем говорит хотя бы то, что этот человек побывал на приеме у президента Клинтона с этим вопросом 6 раз. В 1994 году ливано-американский бизнесмен Роджер Тамраз, армянские корни которого были выявлены несколько позднее, выступил с идеей проекта трубопровода Каспий – Средиземное море, пролегающего через Нагорный Карабах и Армению. С этой идеей он обратился в Белый дом и к президенту Азербайджана.
Мир в Карабахе
В его письме Гейдару Алиеву излагался проект трубопровода. Он предлагал услуги по достижению мира в Нагорном Карабахе, взамен на то, чтобы его компания Oil Capital Limited соорудила трубопровод, пролегающий через Карабах и Армению, Нахчыван и Турцию. Его компания должна была иметь право на закупку 5% пая в консорциуме. Мир в Карабахе, согласно планам Тамраза, выглядел следующим образом: должна была быть создана демилитаризованная освобожденная территория вместе с (Мегринским) коридором за счет Армении. На себя Oil Capital Ltd Inc брала роль владельца, спонсора и подрядчика трубопровода. Доля Тамраза в Caspian Pipeline Consortium должна была быть не менее 125 миллионов долларов.
В Белом доме сначала его приняли не очень благосклонно. Идея была оценена как рискованная. Однако в ходе предвыборной кампании демократов в 1996 году Тамраз успел заручиться поддержкой Национального совета демократов, что и облегчило ему путь в Белый дом. Этому способствовали пожертвования Тамраза в пользу демократов суммой в 300000 долларов. Еще в середине 1995 года состоялась встреча Тамраза с сотрудником Национального совета безопасности США Шейлой Хеслин, курирующей страны бывшего СССР, и в частности, проекты, связанные с энергоресурсами Каспия. Она была председателем координационной группы американского правительства Caspian energy working group.
Это обстоятельство и сделало ее объектом внимания Роджера Тамраза. Шейла Хеслин сразу отнеслась к Тамразу с подозрением, чего нельзя сказать о сотруднике департамента энергетики Джеке Картере. Он организовал встречу Тамраза с юристами и рядом компаний, которые желали стать поставщиками в этом проекте. Хеслин выяснила через посольства, что Тамраз не имел свободного доступа на высшем уровне к президентам Армении и Азербайджана, более того, к нему плохо относятся в Азербайджане. О связях Роджера Тамраза в Азербайджане ходят противоречивые слухи. Информацию о том, какой была реакция главы государства на предложение ливанца, получить не удалось. Бывший глава секретариата Эльдар Намазов отказался комментировать этот вопрос, так как “эту информацию он раскрывать не желает”, сказав лишь, что полученные о Роджере Тамразе сведения сразу же исключили какие бы то ни было контакты с ним.
Азербайджанский партнер Тамраза
Однако, по имеющимся у “Эхо” сведениям, до получения отказа в президентском аппарате Тамраз все же наладил контакт с представителем азербайджанского правительства, ныне находящимся в опале, который долгое время закрывал глаза на обстоятельства, по которым ливано-американский бизнесмен должен был сразу получить в Баку от ворот поворот. А обстоятельства, отметим, действительно серьезные. Например, в сентябре 1995 года за Тамраза перед вице-президентом США Элом Гором замолвил словечко скандальный представитель армянской диаспоры в Америке Гарут Сасунян. Вице-президент сразу же проявил интерес к трубопроводу и назначил даже встречу с ливанским бизнесменом на 5 октября 1995 года. Однако за несколько дней до нее, благодаря усилиям Шейлы Хеслин, эта встреча была отменена. Но избежать ее Элу Гору не удалось.
Тамраз “совершенно случайно” оказался с Гором за одним столом в доме сенатора Эдварда Кеннеди в Вирджинии, в предвыборную кампанию которого бизнесмен сделал немалые пожертвования. Вскоре пожертвования Тамраза в фонды демократов в разных штатах и в Национальный совет демократов США стали предметом обсуждения в Белом доме и вызвали интерес президента Клинтона, которому о блестящих идеях Тамраза докладывали не раз. Тамраз был представлен президенту на одном из званых обедов. 27 марта 1996 года Тамраз и Клинтон говорили о трубопроводе, и на следующий день Клинтон поручил своему советнику Макларти изучить предложение Тамраза и возможную реакцию азербайджанского правительства на него. По словам Шейлы Хеслин, Джек Картер из департамента энергетики говорил ей, что Макларти идея Роджера Тамраза понравилась… Макларти несколько раз беседовал с Тамразом. Наряду с анализом предложения Тамраза президенту был представлен и отчет о его пожертвованиях.
Однако в 1997 году разразился скандал вокруг финансирования предвыборной кампании демократов, в центре которого оказались деньги Роджера Тамраза. На основании показаний Шейлы Хеслин был составлен подробный отчет по этому делу и конгресс провел слушания. Возможно, благодаря этому скандалу проект и не стал серьезно обсуждаться. Отчет по Роджеру Тамразу выявил и другие, достаточно серьезные моменты его деятельности. Как оказалось, бизнесмен разыскивался полицией, по крайней мере, в двух странах. Натурализированный гражданин Америки был приговорен французским судом к выплате 57 миллионов долларов, так как был причастен к банкротству французского банка и был объявлен в розыск через Интерпол за присвоение из обанкротившегося Al Mashreq Bank, председателем которого он был, суммы от 154 до 200 млн. долларов.
Тамраз также был приговорен к 15 месяцам ареста ливанским военным судом за фальсификацию документов. Наряду с этим он был партнером Ливийской государственной национальной нефтяной компании, которой и продал свою компанию “Тамойл”, владеющую, кроме прочего, сетью бензоколонок во Франции. Но и это не все. В израильских источниках о прошлом Тамраза можно найти еще более интересные факты. Например, залог за освобождение Роджера Тамраза был выплачен известным террористом Фади Сарофимом, который в этих целях открыл в ливанском банке счет с помощью поддельных документов.
Связи с Тансу Чиллер и бозгурдами
Об отношениях Роджера Томаса с тогдашним премьер-министром Турции Тансу Чиллер и лидером бозгурдов Алпарсланом Тюркешом также слагают легенды. Эти взаимоотношения стали предметом изучения бывшего сотрудника ЦРУ Роберта Баера, автора книги “Sea no evil”, в которой и были описаны результаты этой работы. Баер написал о встрече Тансу Чиллер с Тамразом, организатором которой выступили бозгурды. Более того, согласно труду Баера, Oil Capital Limited Роджера Тамраза занималась отмыванием денег известного мафиози Омара Лютфи Топала, которого азербайджанский читатель помнит по скандалу с отелем “Европа” и казино “Империал”. Тансу Чиллер с Роджером Тамразом связал также семейный бизнес.
Как пишет Баер, муж премьер-министра Озер Чиллер был партнером Тамраза. Они были владельцами нефтегазоносного участка Блок-1 в Туркменистане, запасы которого были оценены в 358 миллионов баррелей нефти и 3.7 трлн. кубометров газа. Интересно, что Баер увязывает и мартовские события 1995 года с Роджером Тамразом: “Пока Тамраз совершал визиты в Армению и Турцию, в Азербайджане была совершена попытка переворота, предотвратить которую Алиеву удалось с трудом…
Через две недели после этого события в Азербайджане были арестованы два агента MIT (разведывательного управления Турции). А позднее выяснилось, что они находились в Баку по распоряжению Тансу Чиллер и финансировались из закрытого источника правительства. Позднее мы узнали о том, что с этим событием были связаны и бозгурды, и Омар Лютфи Топал…”
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год