Россию не беспокоит закладка фундамента БТД

Н.ГУЛИЕВА, Н.АЛИЕВ

Грандиозное политико-экономическое шоу, состоявшееся в Баку в среду, закладка “первого камня” экспортного нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (ВТС), отмечалось как главное событие дня не только в странах, являющихся непосредственными участниками проекта. В новостных лентах ведущих мировых СМИ репортажи о церемонии заняли центральное место, обсуждались перспективы проекта, его польза для стран региона, официальный Баку продолжал принимать поздравления от различных государств…

Однако в числе ни первых, ни вторых, ни третьих не было России. Почти все российские СМИ, включая телевидение, проигнорировали происходящее в Баку, а если и появлялись какие-то публикации, то обязательно с негативным комментарием. Президент Путин даже не счел нужным поздравить Азербайджан с таким событием. Вместо него это весьма своеобразно сделали министр иностранных дел Игорь Иванов и вице-премьер Виктор Христенко. Глава российского МИД в пух и прах разнес проект ВТС, сказав, что источники нефти в Каспийском регионе недостаточны для того, чтобы оправдать такой масштабный проект.

Иванов также резко осудил попытки исключить Россию из региона, где она “имеет исторические интересы”. Более мягко высказался В.Христенко, заявивший, что “правительство России не беспокоит сооружение нефтепровода ВТС и в Москве спокойно относятся к началу реализации проекта. В то же время он намекнул, что строительство нефтепровода будет не таким уж простым делом. “От торжественной церемонии, посвященной началу реализации проекта, до его завершения – большая дистанция”. Согласно Христенко, начало реализации этого проекта лишь укрепляет решимость России развивать трубопроводный транспорт и участвовать в реализации подобных крупных проектов. При этом он подчеркнул, что главное в подобных вопросах – не умение делать громкие заявления, а выполнение планов.

Среди крупных российских проектов вице-премьер выделил долгосрочное соглашение между Россией и Казахстаном по сотрудничеству в нефтяной сфере (“Туран”). Отметим, что ранее премьер-министр России Михаил Касьянов сделал заявление, четко определяющее позицию Москвы в данном вопросе. Он пригрозил, что Россия будет сопротивляться попыткам лишить ее нефтяной доминирующей роли в регионе и ответит экономическими санкциями. Конкретно речь идет о повышении цен на транспортировку азербайджанской нефти по российским нефтепроводам. Итак, Россия не может и даже не старается скрыть свою злобу от начала строительства BTC. Ясно, что именно Россию и имели в виду президенты Азербайджана и Грузии, упоминая в своих выступлениях о “недоброжелателях”, всячески мешавших осуществлению проекта. Ясно и другое – Россию даже такой факт, как “первый камень” в фундамент нефтепровода, не остановит. Однако, как ни странно, пока что больше всего от нее “достается” ни Азербайджану, как стране – обладательнице нефти, а Грузии – стране транзитной.

Слишком много экспертов сходится во мнении, что вся “заваруха” в Панкисском ущелье уходит своими корнями в ВТС. Да и официальные представители Азербайджана, хотя и заявляют, что “не верят существованию каких-либо связей между этими событиями”, но говорят об этом тоном, допускающим больше, чем сомнения. Азербайджану же Россия грозит экономическими санкциями. Не стоит считать подобные заявления голословными – правительство этой страны вполне может пойти не только на увеличение тарифов за прокачку азербайджанской нефти по трубопроводу Баку – Новороссийск. Хотя, в данном случае, это нанесет вред не только Азербайджану, но и самой России, поскольку в крайнем случае мы вполне можем воспользоваться альтернативными нефтемаршрутами.

Однако Москва может также “вспомнить” о “незаконном” проживании в России сотен тысяч наших соотечественников и даже начать открытую военную и финансовую помощь Армении. Благо российская “общественность” всему этому возражать особо не будет – об этом “чутко” заботятся российские СМИ, формируя соответствующее мнение о нашей стране в целом и о нефтепроводе ВТС в частности. Например, в четверг на официальном сайте ОАО “Транснефть” была размещена “аналитическая записка” главного научного сотрудника Института востоковедения РАН Юрия Александрова. Суть статьи сводится к тому, что чем ближе срок начала строительства ВТС, тем туманнее его перспективы.

“И если без новых партнеров можно обойтись, то без нефти никак. Речь идет о транзите 50 млн. тонн в год при стоимости проекта в 3,3 млрд. долларов”. При этом азербайджанской нефти не хватает уже сейчас для заполнения существующих нефтепроводов, считает автор заметки. А надежды на структуру “Азери-Чыраг-Гюнешли” (АЧГ) мало, поскольку она спорная (речь идет о претензиях Ирана и Туркменистана). Во-первых, следует отметить, что автор статьи завысил стоимость ВТС на 0,35 млрд. долларов. Во-вторых, Азербайджан действительно не располагает нужным количеством нефти для увеличения объемов транспортировки по Баку-Новороссийску. Но к ВТС это не имеет никакого отношения. “Конечно, такие мощные нефтяные компании, как, например, bp, рыночная капитализация которой почти в два раза превышает суммарную капитализацию не только нефтяных, а всех российских компаний, вместе взятых, могут позволить себе рискнуть участием в экономически слабо обоснованном проекте.

Но для Азербайджана это чревато впоследствии серьезными проблемами”, – считает сотрудник РАН. Интересно только, зачем понадобилось в таком случае bp участвовать в проекте BТС, если проект заранее обречен на провал? Не секрет, что ВТС поддерживают США и крупнейшие страны Европы. Это еще раз подтвердили президенты США Джордж Буш и главы государств и правительств Великобритании, Франции, Норвегии в своих поздравительных посланиях Гейдару Алиеву. Вряд ли какая-либо крупная компания взялась бы за подобный проект без соответствующих гарантий от своего правительства.

В чем реально может состоять эта поддержка? В первую очередь в помощи обеспечить рентабельность проекта, о чем так сильно “печется” Россия. То есть, эти страны могут “помочь” нам привлечь в ВТС нефть других стран, например, Казахстана. В принципе это уже происходит, поскольку к проекту подключаются компании, занятые, в основном, в нефтегазовых проектах в Казахстане.

Во-вторых, Запад может сыграть немаловажную роль в обеспечении безопасности ВТС, хотя бы через обучение вооруженных сил стран региона навыкам борьбы с терактами и диверсиями. В-третьих, нам может быть оказана поддержка в решении региональных конфликтов, которые всегда являются серьезным препятствием для экономических проектов. Другими словами, пока Россия “угрожает” и “применяет санкции”, Запад активно помогает реализации ВТС. И в этом основная политическая польза нефтепровода – обеспечивать независимость и мир в регионе. А роль “недоброжелателя” в данном случае больше вредит самой России.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: