Россия готова использовать в Грузии “последний козырь”?

НУРАНИ

В Панкисском ущелье продолжается антитеррористическая операция. В селе Халацани полиция и спецназ начали операцию по выявлению криминальных элементов и террористов – проверяется и обыскивается каждый дом.

А секретарь совета национальной безопасности Грузии Тедо Джапаридзе заявил, что “буквально сегодня-завтра начнется наиболее активный этап антитеррористической и антикриминальной операции в Панкисском ущелье, проводимой правоохранительными органами Грузии”, и руководство страны ожидает “значительных результатов”. В то же время министр внутренних дел Грузии Коба Нарчемашвили заявил журналистам, что, по предварительным данным, спецоперация в Панкисском ущелье завершится через 10-15 дней. А как уже сообщалось в прессе накануне, власти Грузии передали США девятерых членов “Аль-Гаэды”.

Тем не менее в Москве продолжают обвинять грузинское руководство во всех смертных грехах. Так, ммнистр иностранных дел России Игорь Иванов с трибуны ООН заявил, что если Грузия не будет вести борьбу с терроризмом, Россия оставляет за собой право преследовать террористов, в том числе на территории Грузии. Эдуард Шеварднадзе заявил о готовности обсудить “все накопившиеся проблемы, препятствующие установлению более тесного сотрудничества между Грузией и Россией”, но в то же время напомнил, что “некоторые российские круги” стремятся создать “стереотип врага в лице Грузии” и втянуть Тбилиси “в кровопролитный конфликт”, чтобы “навсегда посеять вражду между грузинским и чеченским народами”. По мнению президента Грузии, “ничем другим нельзя объяснить обвинения, выдвигаемые в связи с Панкисским ущельем”.

При желании любые гарантии можно объявить “неэффективными”, любые меры – “половинчатыми”, а любые результаты – “недостаточными”. Особенно если Россия вознамерилась “откорректировать” внешнеполитический курс Грузии и использовать для этого “панкисскую карту”. Непонятно, исходя из каких критериев оценивает эффективность грузинской операции Москва, где до сих пор, несмотря на настойчивые требования мирового сообщества, так и не научились разграничивать понятия “чеченец” и “террорист” и не могут себе представить, что борьба с терроризмом возможна без ковровых бомбардировок, фронтальных “зачисток” и “фильтрационных лагерей”.

Наконец, если сравнить результаты грузинской операции в Панкиси и двух чеченских войн, то куда логичнее требовать ввода грузинских войск в Чечню, а не российских – в Грузию. Находящийся на отдыхе в Сочи президент России заявил представителям местных СМИ, что на границе России и Грузии решено развернуть подразделения спецназа ГРУ генштаба Вооруженных сил России. Эти небольшие, мобильные группы созданы для выполнения “особых заданий” в глубоком тылу противника: диверсий, похищений, “точечных ликвидаций”, разведки и т.д.

Проще всего предположить, что размещенный на границе спецназ ГРУ возьмет на себя именно эти “точечные операции” в отношении международных террористов в Панкисском ущелье. Но вот в Чечне, где этот же спецназ мог действовать куда свободнее, без особой помпы и предварительной президентской переписки, особых результатов как не было, так и нет. Имеет право на существование версия, что на самом деле спецназ ГРУ займется дестабилизацией ситуации в Грузии. Но опять-таки подобным действиям президентские заявления не предшествуют. И бывший разведчик Путин знает это лучше других. Вряд ли речь идет и об “акции устрашения” Грузии – в нынешних условиях эффект будет обратным ожидаемому. Не исключено, что заявления о стягивании к границе войск и размещении там спецназа ГРУ – это естественное следствие “информационной войны”.

После того, как российские официальные лица и послушная пресса добросовестно запугивали обывателей бандами террористов в Грузии, надо отчитаться, что территория России “надежно прикрыта”. Однако куда логичнее предположить, что под аккомпанемент разговоров о Панкисском ущелье спецназ ГРУ – лучшие российские спецподразделения – просто брошен на “чеченский фронт” с теми же задачами, которые здесь раньше выполняли ОМОН, внутренние войска и т.д.

Еще до терактов 11 сентября аналитики отмечали, что наибольшие потери в Чечне несли именно бойцы элитных подразделений, и Россия очень быстро столкнулась со своеобразным “дефицитом спецназа”. Уже больше года назад в Чечню стали направлять спецподразделения, предназначенные для “усмирения” беспорядков в исправительно-трудовых учреждениях. Теперь, похоже, Россия готова ввести в игру свой последний козырь, бросив на чеченский фронт спецназ ГРУ. Вряд ли таких результатов ждали его бойцы от президентского внимания…

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: