Н.РАМИЗОГЛУ
Вчера спецпредставитель президента Российской Федерации по Каспию Виктор Калюжный дал интервью “Независимой газете”, в котором коснулся инициативы России о расширении находящихся под национальным контролем прибрежных зон каспийских государств, а именно – увеличить их с 10-мильной до 15-мильной отметки. Этот вопрос будет прорабатываться на заседании специальной рабочей группы, которое пройдет в ноябре в азербайджанской столице. Калюжный опасается, что если на бакинской встрече стороны не придут к единому мнению, то предстоящий саммит глав прикаспийских государств может не состояться.
Что касается всего переговорного процесса по вопросу правового урегулирования статуса Каспия, то, по словам Калюжного, на последнем заседании рабочей группы пяти прикаспийских государств были рассмотрены соглашения по биосфере, рамочные конвенции по охране окружающей среды, метеорологии, транспорту и т.д. “Готовность к подписанию документа о статусе Каспия достаточно высока, в пределах 90%. И мы активно продвигаемся к завершающей фазе”, – подчеркнул спецпредставитель российского президента. Затронув принцип пятистороннего консенсуса, Калюжный отметил, что он остался, и никто его не нарушает. “Если существуют какие-то двусторонние договоренности, то они не нарушают общего принципа – делим дно, вода общая… Каспий сегодня делится не по какому-то абстрактному принципу арифметического равенства по 20%, а по принципу природному…
Скажем, дано Казахстану 30%, и никуда от этого не денешься, это природа так распорядилась”. Однако, как известно, позиция Ирана идет вразрез со всем остальными прикаспийскими государствами. На это у Калюжного есть свое мнение: “Нельзя весь Иран отождествлять с отрицательным отношением к решению каспийской проблемы. Я считаю, что в Иране есть политики, которые понимают, что необходимо двигаться вперед. В последнее время это действительно происходит. Последнее заседание рабочей группы показало, что иранское руководство стремится к гибкости и практичности.
При этом в Иране есть оппозиционные силы, которым нужно себя проявить. Удобной темой для этого становится каспийская проблематика, что мешает нынешнему руководству Ирана искать компромиссные решения”. Другая проблема, мешающая урегулировать статус Каспия, – позиция Туркменистана. “На предыдущей встрече рабочая группа пришла к согласию и приняла решение о проведении двусторонних контактов Туркменистана с Казахстаном, Азербайджаном и Ираном. Мы ждем начала этих переговоров с большим нетерпением”.
В конце Калюжный затронул вопрос строительства основного экспортного нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан: “Кто решил строить этот нефтепровод, пусть строит. Россия сегодня никому уздечку на шею не набрасывает, ни одной нефтяной компании. Каждая компания развивается самостоятельно с учетом своих интересов. И это правильно. А государство должно следить, чтобы взаимоотношения нефтяных компаний с государством были цивилизованными и законными, в полном объеме отвечающими законодательным актам на территории России. Поэтому когда подтвердится практическая эффективность этого трубопровода, я думаю, не только “ЛУКойл”, но и другие нефтяные компании пойдут туда”.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год