НУРАНИ
Турецкое правительство, которое на минувшей неделе покинула еще одна крупная партия – “Ана Вэтэн”, как того и следовало ожидать, продолжает действовать, и премьер-министр Турции Бюлент Эджевит, которого призывают уйти в отставку и традиционные противники, и недавние сторонники, продолжает оставаться на своем посту.
Внеочередных парламентских выборов в Турции ждать осталось недолго и оставшимся министрам из правительства Эджевита просто дают возможность доработать до формирования нового правительства. Иного варианта развития событий все равно нет, и отставка правительства, когда уже назначена дата новых выборов, – это все равно что брошенный вдогонку камень.
Турецкие политические партии продолжают готовиться к предстоящим уже этой осенью внеочередным парламентским выборам. Лидеры партий совершают традиционные вояжи по турецким регионам. А социологи, вопреки устоявшимся традициям, остерегаются выступать с прогнозами, какими окажутся результаты голосования. Политическая система Турции, по мнению большинства, подвергается сильнейшей за последние годы ломке, самым ярким и драматичным проявлением которой стал раскол в правящей демократической левой партии страны, которую накануне голосования покинули несколько наиболее ярких и перспективных лидеров, включая и тогдашнего министра иностранных дел Турции Исмаила Джема.
Однако вряд ли дело тут только в пресловутом процессе “смены поколений” в европейской социал-демократии и приходе на смену традиционным лидерам так называемых “новых левых” – к их поколению, в частности, принадлежит и нынешний премьер-министр Великобритании Тони Блэр. И даже не в том, какое влияние на политическую систему Турции оказывают проводимые по требованиям европейских структур реформы. Как ни парадоксально это звучит, но самое непосредственное влияние на исход выборов в Турции могут оказать события, происходящие за ее рубежами. Прежде всего перевод в практическую плоскость давней дискуссии о вступлении Турции в ЕС, в особенности на фоне терактов 11 сентября и обострения в европейских странах межконфессиональных отношений”, не мог не привести к активизации в странах Европы “антитурецкого лобби”, Как указывает PanARMENIAN, немецкий еженедельник Die Zeit опубликовал статью, где указал, что мусульманская Турция не должна быть членом Евросоюза, и обосновал свое мнение рядом тяжеловесных аргументов, в первую очередь тем, что “в 1995 году должность премьер-министра Турции занял лидер исламской партии, составлявшей парламентское большинство в стране”.
Это противоречит западным ценностям, заявляет автор статьи, добавив, что “по своему географическому расположению, историческому прошлому, религии, культуре и менталитету Турция не может являться частью Европы”. В числе причин, по которым Турция не может примкнуть к Европе, отмечается также то, что исламская фундаменталистская партия Германии уже насчитывает 32 тысячи членов, что не может не вызвать беспокойства. Приводя число безработных в Турции, которое на сегодняшний день первалило 30-процентную отметку, автор недоумевает: зачем нужно открывать им дорогу в Европу? Как известно, к парламентским выборам готовится не только Турция, но и Германия. Осенью 1998 года, играя на ксенофобских настроениях, пытался улучшить свое положение действующий канцлер Германии Гельмут Коль, и аналогичных попыток со стороны немецких правых можно ожидать и сегодня. Но статью эту, по данным того же сайта, уже перепечатала турецкая “Хюррийет”.
А как полагают многие наблюдатели, приход к власти в Турции того самого премьер-министра, представлявшего местных клерикалов, во многом стал результатом именно антитурецкой политики европейских стран. Как минимум заставляет задуматься о последствиях и активизация в европейских странах “армянского лобби” – члены армянских этнических организаций в европейских странах выступают категорически против созданной по инициативе США армяно-турецкой комиссии по примирению. По данным PanARМENIAN, более 120 армянских организаций и институтов Европы подписали совместное заявление против возобновления деятельности армяно-турецкой комиссии по примирению. По мнению членов этих организаций, сообщает офис армянской федерации Европы, работа армяно-турецкой комиссии не способствует решению вопроса о международном признании “геноцида армян”.
Однако самым сложным “экзаменом” для Турции может оказаться предстоящая операция против Ирака. Без сомнения, у Турции тут наличествует свой интерес. Это и “мосульский вопрос” – территориальный спор сначала с британской империей, затем с независимым Ираком, нерешенный еще с двадцатых годов, гарантии соблюдения национальных прав туркманов, опасность формирования у гранц Турции очага курдского сепаратизма и т.д. Так что вряд ли иракский вопрос не будет затронут в ходе предвыборной кампании. Плюс ко всему Турция – это ключевой союзник для США, и без ее поддержки или хотя бы согласия операция против Ирака вряд ли может быть реализована. А это потребует и от США, и от Европы проведения ювелирной политики.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год