С.МУСТАФАЕВА, С.АЛИЕВ
“Что собой представляет суд присяжных и хотели бы вы, чтобы такая система функционировала в Азербайджане?”, – с этим вопросом мы обратились к гражданам в рамках очередного опроса “VOX POPULI”. В целом опрошенные нами люди проявили солидарность в отношении того, что система судопроизводства страны нуждается в реформировании. Однако многие убеждены в том, что коррумпированность судебных органов не позволит провести реформу и даже такой институт, как суд присяжных в наших условиях мало что изменит.
Огорчает то, что граждане по-прежнему опасаются высказывать свое мнение, боятся фотографироваться. По их мнению, ответы на вопросы о суде присяжных могут представлять для них опасность.
Без фото и без имени:
“Виновность или невиновность человека должны решать, как мне кажется, рядовые граждане. Если в Азербайджане будет работать суд присяжных, тогда, я думаю, меньше будет несправедливости и коррупции. Я это говорю как человек, который столкнулся с нашей системой судопроизводства. Мой брат психически болен, он совершил преступление, будучи невменяем. И для того, чтобы это подтвердить, врачи требуют от нас большие деньги. Кроме того, денег требуют адвокаты, которые фактически ничего не сделали. Из-за того же, что мы судье не дали взятку, он вынес обвинительный приговор. Теперь мы вынуждены подать на апелляцию, однако исход и так ясен. Нет, я не буду представляться и тем более фотографироваться – я уверена, что из-за этого у моей семьи будут еще большие неприятности”.
Без фото и без имени:
“В Азербайджане этого (суда присяжных – ред.) не будет, потому что в нашем государстве нет демократии. Вот мы вступили в Совет Европы, приняли обязательства, однако ни одно из них выполнено не было. Рыба пахнет с головы – есть такая известная пословица всех времен и народов. В нашей стране эта “голова” пахнет коррупцией, которую должны были искоренить в течение трех лет. Поэтому, даже если у нас будет функционировать суд присяжных, ни к чему хорошему это не приведет.
Да, реформировать нынешнюю судебную систему не просто необходимо, а жизненно важно. Но если этим будут заниматься те же люди, которые работают сейчас, то предположить, что будет на самом деле, несложно. В конце концов, подкупить можно будет и 12 человек. Единственное отличие – все это будет стоить намного дороже. И вы хотите, чтобы я после таких слов представилась? Оставим это до лучших времен – о чем можно говорить, когда у нас ни за что увольняют человека с работы, ни один профсоюз не работает? Кроме того, разве вам не известно, что пока судью не “покормишь”, ничего не решится? Адвокаты требуют денег заранее, независимо от того, каким будет решение суда. Разве это справедливо”?
Амина Мамедова, Григорий Гантюк, Сергей Шевченко – студенты:
Амина: “Честно говоря, к судебному делу я не имею никакого отношения, но вот по фильмам знаю, что на Западе суд присяжных прекрасно функционирует. Как мне кажется, если за рубежом эта система себя оправдывает, то нам такой пример не помешает”. Григорий: “Мне кажется, что в Азербайджане эта система себя не оправдает. Общеизвестно, что уровень коррупции в нашей стране очень высок, и это может распространиться и на суд присяжных. Во всяком случае, в нашей стране все возможно”. Сергей: “Я придерживаюсь мнения Григория”.
Рафик Оруджев, заслуженный инженер, главный механик:
“Вообще суд присяжных должен быть эффективным, если, конечно же, не будет коррупции. Мне кажется, что для нашего общества суд присяжных подойдет, потому что, по моему мнению, один судья или трое не должны решать судьбу человека. С одной стороны, в Азербайджане суд присяжных необходим как справедливая система. С другой стороны, это будет способствовать реформированию отечественной судебной системы. Однако я очень боюсь, что и его могут превратить в орудие наживы для определенной категории людей. Надежда только на то, что 12 человек подкупить будет сложнее”.
Джафар Кулиев:
“Я считаю, что, как и во всем мире, суд присяжных должен быть и в Азербайджане. Мне кажется, что маленькое государство может идти по пути больших стран. Азербайджан вошел в СЕ, мы вошли в это юридическое и правовое пространство, поэтому мы не можем находиться вне его. Конечно же, 12 человек не могут решить судьбу человека – определять судьбу человека никто не имеет права, конечно, кроме Бога. Но это лучше, чем решение одного человека. Если это не заказ, лучше 12, чем один. Подкупить присяжных можно везде, в любой стране, и не только в Азербайджане – коррупция есть во всем мире. Но такая система и рассчитана на то, чтобы суд присяжных состоял из справедливых и порядочных людей”.
Паша Топчиев (сотрудник телекомпании ANS) и Ислам Будагов:
“В том, какая в Азербайджане будет судебная система, никакой разницы нет: исход суда всегда известен – у кого больше денег, тот и прав.
– А вот я с тобой не согласен: по-моему, суд присяжных более справедлив.
– Нет, засисит от того, какие люди присяжные.
– Но если, к примеру, виновного “тапшануть”, то даже эти 12 решат одно и то же. Подкупить можно всех.
– Вы знаете в Азербайджане того, кто неподкупен?
– Не-е-е. Дело не в том, что кто-то неподкупен. Даже если их нельзя подкупить, на них всех может оказать влияние мнение одного человека из числа присяжных. В общем, никакой разницы не будет”.
Гюля Джафарова, юрист:
“По моему мнению, наш народ не настолько компетентен и образован, чтобы решать судьбу человека, так как отбор присяжных производится из числа рядовых граждан. Кроме того, в создании этой системы могут возникнуть определенные трудности. Что касается коррупции, то могу сказать, что среди юристов тоже есть честные люди”.
Реплики на ходу:
“Конечно, на мой взгляд, это идеальная судебная система, но насколько она будет успешно функционировать в Азербайджане? Я затрудняюсь ответить. Я думаю, что в нашей стране можно подкупить не только 12 человек, а гораздо больше. Я в этом не сомневаюсь”. “В любом случае, ничего не изменится, потому что закон на стороне тех, у кого есть деньги. Все остальное – без комментариев”.
“Я не знаю, что такое – суд присяжных”. “Конкретно сказать нечего, но знаю одно, что судебную систему Азербайджана просто необходимо реформировать”. “Мне кажется, эта система не будет работать эффективно. Я имею в виду коррупцию, и вообще считаю, что суд присяжных ни для какого общества не годится. Вынесением вердикта должен заниматься специалист. Что касается рядовых граждан, то их вердикт зависит во многом от субъективных факторов, по принципу “понравился – не понравился”. Хотя нынешнее судопроизводство меня тоже не устраивает”.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год