Р.ЯДУЛЛАОГЛУ
Посольство Ирана в Баку обратилось в Межправительственный комитет (МК) ТРАСЕКА с просьбой о включении этой страны в проект “Великий шелковый путь”. Согласно старшему эксперту Постоянного секретариата МК ТРАСЕКА Вадиму Турдзеладзе, “это первый шаг со стороны Ирана и никаких процедурных проволочек с этим не ожидается. Тем более, что грузопоток в этой стране растет не по дням, а по часам. Так что скоро Иран станет членом команды”. Было также заявлено, что для эффективности маршрута необходима отлаженная работа правительств в вопросе регулирования тарифной политики.
В то же время глава азербайджанского секретариата ТРАСЕКА Акиф Мустафаев сообщил, что действия Ирана по вступлению в проект пока недостаточны. Процедура принятия любой страны в ТРАСЕКА подразумевает официальное обращение ее правительства в депозитарий проекта. По соглашению, подписанному государствами-участниками проекта, депозитарий было решено разместить в Азербайджане. Поэтому рассмотрение данного вопроса начнется, как только от Ирана поступит обращение в МИД нашей страны.
После этого Межправительственная комиссия рассмотрит запрос. А до этих пор можно говорить лишь о том, что Тегеран выразил намерение о вступлении в проект. А.Мустафаев тоже считает, что от членства Ирана ТРАСЕКА только выиграет. “В классическом варианте проект “Великий шелковый путь” подразумевает маршрут из Запада, например, Румынии или Болгарии в государства Черноморского бассейна, Грузию и далее в страны Каспийского бассейна с выходом на Восток. То есть, теоретически Иран не вписывается в маршрут”, – считает эксперт. Однако не обязательно, чтобы маршрут полностью соответствовал “классике”. Могут быть и ответвления, и в этом плане Иран полностью подходит. Таким образом, в будущем появится возможность транспортировать часть грузов через Иран в Индию или Оман.
Для справки: депозитарий проекта Север-Юг находится в Тегеране. И несколько месяцев назад Азербайджан стал полноправным членом маршрута, который многие российские чиновники упорно называют альтернативой ТРАСЕКА. Хотя в свое время именно наша страна была инициатором реабилитации Великого шелкового пути. Но есть и проблемы. Например, для того, чтобы членство в этих организациях дало реальный эффект, Азербайджану и Ирану необходимо наладить сухопутную транспортировку грузов. Контейнеры, поступающие в нашу страну из России, можно транспортировать до Астары. Далее уже до иранской Астары железнодорожная ветка отсутствует. Если этот путь проложат, то активизируются проекты “Великий шелковый путь” и Север-юг.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год