Ильгар ИБРАГИМОГЛУ, ведущий координатор правозащитного центра ДЕВАММ
В последнем номере одного, очень мною уважаемого издания прочел статью “Шах и пат”. Так как я в корне не согласен с некоторыми тезисами, изложенными в статье, то решил немного пооппонировать уважаемому автору. Тем самым надеюсь несколько прояснить ситуацию вокруг описанных в статье событий, а заодно и проинформировать коллегу о реальном положении вещей.
В статье речь шла о ситуации, сложившейся вокруг Нардарана, и автор пытался проанализировать и выявить причинно-следственные связи в этом клубке проблем, в который вот уже более 3 месяцев сложились процессы в этом многострадальном поселке. Принимая во внимание трудность ситуации, можно лишь приветствовать намерения развязать этот гордиев узел, однако, думается, Нардаран не совсем удачный случай для пробы сил в качестве журналиста-аналитика. Думается, что моделирование различных, в том числе и пессимистичных вариантов разрешения нардаранского кризиса не есть наиболее активное проявление гражданской позиции. И наши пессимистические рассуждения без обозначения выхода из кризиса, написанные заочно, в тиши кабинетов, совершенно иначе воспринимаются людьми, каждый день и каждую ночь ожидающими провокаций и расправы.
И совершенно удивительно, когда один и тот журнал в одном своем номере выражает солидарность с протестующими людьми, а в другом априори обвиняет их в следовании указаниям набивших оскомину иностранных спецслужб, причем делается это с до боли знакомым акцентом. Это противоречие проявляет элементы раздвоения личности. Поразительно, как иные подсознательные страхи могут сделать идентичными взгляд на вещи у абсолютно антагонистических лиц. Другой аспект: такие, очень далекие от действительности высказывания, как “мировое сообщество слабо прореагировало на нардаранские события”, – есть не что иное, как индокринация общественности. Так, именно в свете нардаранских событий Запад наконец-то проявил хоть какое-то устойчивое внимание к вопросу нарушения прав человека в Азербайджане, несмотря на все попытки связать все это с некими исламскими фундаменталистами, экстремистами и т.д. Поэтому утверждение о том, что якобы мировая общественность слабо прореагировала на эти события, можно обозначить как непозитивное.
Так как даже самый поверхностный обзор интернет-материалов показывает, что оценка дана с точностью до наоборот. Пожалуй, цифры говорят сами за себя. Все вышеуказанное мне известно не с чьих-то слов. В качестве члена Общеазербайджанского комитета по Нардарану, представляющему в нем правозащитную организацию “ДЕВАММ”, я по поручению вышеназванного комитета неоднократно участвовал в мониторингах, связанных с оценкой соблюдения прав человека в области свободы совести и вероисповедания. Совсем недавно комитет принял обращение ко всем международным организациям с предложением объявить Нардаран зоной гуманитарного бедствия, и это нашло немедленный отклик у международных структур. Также проводится работа, связанная с оказанием помощи в реабилитации детей репрессированных родителей.
Этот список, естественно, можно продолжить, однако это будет выглядеть не очень скромно. И, по всей видимости, именно вследствие этой скромности уважаемый автор статьи и часть общественности слабо информированы о положительной роли местных правозащитников и представителей СМИ в решении нардаранской проблемы и о реакции международных структур. Еще раз, проявляя глубокое почтение к данному изданию и автору данной статьи, считаю уместным сделать следующие критические замечания, касающиеся названия статьи. Как бывший ученик Бакинской (дворцовской) шахматной школы должен заметить, что пат при шахе не бывает, а также при пате проигрыша не бывает.
Поэтому можно было предложить название статьи, как “ЦУГЦВАНГ”. А вот насчет дебюта можно было бы выбрать вариант: “11-сентябрьская партия с нардаранским гамбитом”. И развитие ситуации подать так: “…стороны перешли в миттельшпиль в обоюдно трудной позиции. И если у начавшей стороны силовые запасы ясны, то у защищающейся стороны ситуация сильно зависит от диагональных ходов правозащитников и Г-образных маневров журналистов”.
И, кстати, своими фигурами себе шах не ставят, но помешать играть и победить могут. И это в конечном итоге отразится и на них самих. И еще, время от времени нужно следить за тем, чтобы чистота монитора не портилась чьими-то личными видениями. Ведь в объективности – ценность монитора. В обратном случае он потеряет качество, и даже верно отображаемые факты будут вызывать определенные сомнения.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год