Н.РАМИЗОГЛУ
Вчера вечером президент России Владимир Путин поручил генштабу “доложить предложения о возможности и целесообразности нанесения ударов по достоверно разведанным базам террористов в ходе операции преследования” в случае повторения их попыток проникнуть на территорию России. Как передает РИА “Новости”, президент России на совещании с руководителями силовых ведомств потребовал от Грузии положить конец “бандитским вылазкам и нападениям на сопредельные территории России”.
Путин поручил главам Минобороны, ФСБ и ФПС разработать меры по дополнительной защите госграницы и представить “предложения по разработке спецопераций, направленных на ликвидацию бандформирований в случае повторения попыток прорыва террористов на территорию нашей страны”. По словам президента России, Москва “оставляет за собой право на индивидуальную или коллективную самооборону, если Грузия не сможет создать зону безопасности в районе грузино-российской границы, не положит конец бандитским вылазкам и нападениям на сопредельные регионы России”. Президент России вновь потребовал от Тбилиси незамедлительно выдать боевиков, окопавшихся в Грузии.
“Сегодня никто не может отрицать – а нам это известно абсолютно точно и подтверждается иностранными источниками информации, – что на территории Грузии окопались и те, кто причастен к подготовке терактов в США год назад и непосредственные исполнители взрывов жилых домов в Российской Федерации”, – отметил Путин. Путин назвал Панкисское ущелье в Грузии “одним из мест, ситуация в котором вызывает особую тревогу в России”. Положение в этом регионе, по словам главы российского государства, “отравляет в течение длительного времени межгосударственные отношения со страной, с народом которой нас связывают не только общая история и нравственные ценности, но и чувство взаимной симпатии и уважения”.
Иначе, отметил он, сотни тысяч грузин сегодня не жили бы и не работали практически на всей территории России. Владимир Путин также сообщил, что намерен дать поручение МИД России “проинформировать о нашей озабоченности и нарушениях Грузией антитеррористических резолюций СБ ООН генерального секретаря этой организации, постоянных членов Совета Безопасности и наших партнеров по антитеррорической коалиции”. Сразу после появления жесткого заявления главы российского государства, больше похожего на ультиматум, президент Грузии Эдуард Шеварднадзе созвал в госканцелярии экстренное совещание с государственным министром Автандилом Джорбенадзе и секретарем совета национальной безопасности Тедо Джапаридзе.
Как заявил РИА “Новости” вице-спикер парламента Грузии Гиги Церетели, в Тбилиси “не хотят верить, что заявление президента России в Сочи может означать начало войны”. По его словам, Тбилиси “пытается прояснить ситуацию с российскими коллегами”. Вице-спикер отметил, что ему “не понятно, почему президент России сделал такое резкое заявление именно сегодня”. Вместе с тем Церетели выразил надежду, что президенты Грузии и России смогут найти общий язык на встрече в Кишиневе. В свою очередь председатель комитета по обороне безопасности парламента Грузии Ираклий Батиашвили отметил, что заявление президента России “является ответной реакцией на угрозы США Ираку”. “Это попытка вовлечения Грузии в широкомасштабный закавказский конфликт. Может оказаться, что это угроза стране, но она может повлечь за собой реальные действия, чего я никак не могу исключить, – сказал парламентарий. – Нам угрожают, и мы должны прибегнуть к помощи зарубежных партнеров в первую очередь обратиться за поддержкой к США и президенту Бушу”.
Вчера же слова Путина попытался подтвердить бывший шеф грузинской службы безопасности Игорь Георгадзе, заявивший, что располагает документами, подтверждающими связь президента Грузии с чеченскими полевыми командирами. Георгадзе также сказал в интервью телеканалу РЕН-ТВ, что “они (Шеварднадзе и чеченские полевые командиры) повязаны кровью”. Он считает, что в Панкисском ущелье скрываются и боевики “Аль-Гаэды”, и чеченские бандиты. По словам экс-шефа грузинской службы безопасности, именно в Панкисском ущелье “испытанные бойцы “Аль-Гаэды” готовят чеченских боевиков”.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год