В Нахчыване прошла акция протеста

Р.ОРУДЖЕВ

Как уже сообщало “Эхо”, с 1 сентября правительство Турции ввело полный запрет на ввоз нефтепродуктов в пределы своего государства с территории Нахчыванской Автономной Республики (НАР). До тех пор же, по официально установленному лимиту, из Нахчывана в Турцию разрешалось завозить не более 15 тыс. тонн топлива в год. Этим бизнесом, как сообщалось, занималось примерно 12 тысяч жителей автономии.

А 3 сентября, сообщило “Туран”, около 150 водителей грузовиков предприняли попытку провести пикет перед зданием генерального консульства Турции в Hахчыване. Их протест был вызван тем самым запретом. Генконсул Турции Халуг Илыджан принял группу водителей, которые заявили, что решение турецкой стороны оставило их без средств к существованию. Турецкий дипломат в ответ пообещал передать требования водителей правительству своей страны. Попытки “Эхо” проследить за развитием событий привели к неожиданным результатам. По словам жителя Нахчывана Исы Мирзаева, после инцидента 3 сентября ничего похожего на народные волнения в республике уже не происходило.

По его словам, подавляющее большинство местных граждан информацию о протестах водителей большегрузных бензовозов услышали из сообщений бакинских СМИ. Вообще, говорит Мирзаев, по действовавшим до сих пор правилам, автовладельцам Нахчывана разрешалось вывозить нефтепродукты в Турцию не более 1-2 раз в году. Однако несмотря на официально действовавшее позволение, массово пользоваться этим способом зарабатывания денег они не могли. Основную долю бизнеса перетянули на себя всего несколько семей в Нахчыване, которым и принадлежат огромные бензовозы, по величине не уступающие рефрижераторам. В основном, отметил Мирзаев, эти крупные бизнесмены занимались вывозом солярки в приграничные районы Турции. “Несколько семей занимаются этим бизнесом, и только их благосостояние зависит от этих перевозок”. Житель Шарурского района НАР Мейдан Бабаев в свою очередь сообщил “Эхо”, что в ночь на день пикета он возвращался из Бабекского района домой.

По пути испортился автобус, на котором он ехал, и водитель решил дождаться утра, чтобы, починив машину, доехать до Шарура. “Около 23.00, – говорит М.Бабаев, – мы отдыхали в автобусе на обочине трассы. В это время на встречной полосе, то есть по направлению от азербайджано-турецкой границы к Нахчывану, появилась колонна крупных бензовозов с прицепами, в каждом из которых умещается 30 тонн топлива. Я насчитал 127 таких машин. Потом уже я узнал, что это была та самая колонна, которую не пропустили в Турцию и которая пикетировала на следующий день турецкое консульство. Фактически до сих пор нахчыванцам разрешалось вывозить на продажу в Турцию 1-3 тонны топлива за несколько поездок в течение года, и какая-то часть населения действительно обеспечивала свои семьи этим способом.

Но суть проблемы не в этом. Ведь большей частью и массово этим бизнесом занимались не простые граждане, а люди близкие к правящим кругам. Поэтому я не верю, что протест был организован самими водителями. Тут не обошлось без участия властей или местной нефтяной мафии. Ясно, что турецкие власти перекрыли им достаточно легкий путь постоянного обогащения. Сами они на митинг выйти не могут, и потому подговорили выступить водителей и техников, которые на них работают”.

– На самом ли деле благосостояние очень многих нахчыванцев зависит от продажи топлива?

– Я так не сказал бы. Действительно, есть люди, которые, имея машины, зарабатывали себе этим на жизнь. Для примера, из около 300 тысяч трудоспособных нахчыванцев перевозками топлива зарабатывали максимум 10 тысяч человек. В той колонне каждая машина везла по 30 т. нефтепродуктов, разве можно предположить, что они принадлежали обычным людям? То есть, нельзя говорить, что от этого вида деятельности зависела жизнь многих людей – только очень небольшая часть населения связана с этим. Власти организуют протесты из-за потери своей кормушки, но они и думать не хотят о том, как создать рабочие места для остальных 97% нахчыванцев. К слову, ситуация с запретом на ввоз топлива в Турцию обсуждалась в те дни и на заседаниях нахчыванских организаций оппозиционных партий. В частности, руководители партии “Мусават” в НАР, собравшись в Бабеке, пришли к выводу, что выступление водителей бензовозов 3 сентября носило исключительно искусственный характер.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: