Саадат КЕРИМОВА, языковед-переводчик
Шума вокруг последних тестовых экзаменов было много, но все же недостаточно, чтобы всерьез задуматься и принять соответствующие меры. Всеобщее внимание ловко перехватил референдум. Признаться, событие это тоже очень важное, но в сравнении с “катастрофичным” уровнем знаний абитуриентов и неизбежно последующим отсюда повальным невежеством – незначительное.
Напомню, что большинство претендентов на обучение в вузах в этом году не смогло “набрать” больше 150-200 баллов. Удручает и говорит о многом и тот факт, что среди таковых были и “круглые отличники”. Тем не менее специалисты утверждают, что ниже 150 баллов – это “двойка” в средней школе. Получается парадокс: обладатель аттестата с отличием, а по результату экзамена – он же “двоечник”… Одно явно исключает другое. Следовательно, либо аттестат, либо результаты тестов здесь “липовые”. Но с точностью можно сказать лишь одно: в целом скомпрометирована вся система нашего родного образования. Но г-н Марданов, видимо, нисколько не смущен этим несоответствием. На пресс-конференции, данной им в преддверии нового учебного года, он также дал два взаимоисключающих утверждения. Первое – “Мои родственники не работают в системе образования. Их там нет”.
Второе – “И что же, что они там работают?! Мне что, их увольнять, что ли?”. Нелогично как-то получается… Определитесь, наконец, либо они “там” работают и вы их увольнять не собираетесь. Если же их “там” и вовсе нет, то к чему возмущенные фразы, ведь “там” и некого увольнять?.. Хотя какая разница, где чьи родственники работают? Главное, чтобы они действительно работали и выполняли свои служебные обязанности. Поверьте, это и есть основной критерий. И оперировать нужно им, а не отрекаться и возмущаться после. Ведь это уже всеми признано, что потомственные педагоги, юристы и медики гораздо профессиональней, и если они действительно профессионалы своего дела, то можно гордо наречь их династией.
Однако наше “многострадальное” образование не избаловано подобной роскошью, хотя дипломированных педагогов средних школ хоть отбавляй. Скоро педагогов будет больше, чем самих школьников… Сдается мне, что университеты поставили перед собой именно эту нелегкую задачу! В Москве, например, не хватает 415 учителей, среди них в основном учителя русского языка и литературы (“Литературная газета” от 28.08.02, N35, статья “Образование – прерогатива государства”). А у нас их избыток. Избыток не потому, что многие педагоги не могут найти “место”, так как русский язык у нас не востребован, а чисто из арифметического расчета – соотношения учеников и учителей. Неужто мы перегнали саму Россию в подготовке специалистов русского языка? Это поистине достижение. Но не будем излишне педантичны и придирчивы, что из того, что эти “русисты” ни говорить, ни писать толком по-русски не умеют? Велика важность. Корочка-то есть, к тому же красная (недаром за все сессии заплачено).
То есть в вузах все по тому же принципу, что и в средней школе: “Аттестаты с отличием”, как и “красные дипломы”, не обходятся владельцу без традиционных “ширинлик”… Но это еще не так страшно, как то, что творится при “приеме” в магистратуру. Тут уже настоящая неприкрытая торговля… И никто не чурается спросить у поступающего: “Пулун вар?” (прямо как в “Аршин мал алан”). А знания претендентов, как и его способности, абсолютно никого не интересуют и вряд ли способны когда-либо заинтересовать. После “первого этапа” магистры делают еще “небольшие взносы” и получают научную степень. А потом с высот самых престижных кафедр с умными лицами читают (нередко) и по слогам какую-то чушь… На сессиях же сии новоиспеченные доценты и доктора считают своим долгом и незыблемым правом “пожинать посеянное”…
Самое жуткое, что с этим почти все безоговорочно соглашаются и… даже считают “нормой” (хороша норма, нечего сказать). Речь идет о государственном университете – так сказать, о “сливках”. На что невольно просится: “Если сливки плохи, что же молоко?” Негосударственные вузы – отдельный разговор. Есть, конечно, и исключения (к примеру, университет “Хазар”), но в целом и они оставляют желать лучшего. Не хочу показаться дотошной, но все же скажу: коррупция в чем-то другом – это обычное правонарушение. Коррупция в системе образования – это больше, чем просто преступление. Не побоюсь сказать: это – интеллектуальное растление нации. Вместо того, чтобы получать и давать знания, у нас только тем и заняты, что откупаются от этого и почему-то при этом авторитетно ссылаются на “менталитет”.
С этакими темпами и мировоззрением (язык не поворачивается назвать эту жизненную позицию менталитетом) немудрено докатиться и до уровня австралийских аборигенов (если, конечно, уже не докатились)… Но нет, мы все-таки Европа. И в числе взятых на себя Азербайджаном обязательств перед СЕ было и обязательное принятие закона “О противодействии коррупции”. Как известно, этот закон уже принят в первом чтении ММ, и, как считает ведующий специалист в данной области, директор организации “Азербайджан – Шяффафлыг” Рена Сафаралиева: “Закон очень даже неплохой. Эксперт из Словакии назвал этот законопроект “довольно жестким”.
Что ж, подождем. Было бы просто замечательно, если бы этот закон можно было успешно применить и в системе образования, дабы пресечь сознательное саморазорение интеллектуального генофонда. И не потому, что хочется нарушить покой и сытую упоенность жизнью закостенелых взяточников, а потому, что хочется через пару десятилетий (и даже веков) все же сохраниться как нация и, наконец, перейти когда-нибудь из категории стран “развивающихся” в “развитые”. Не правда ли, для достижения этих целей стоит приложить максимальные усилия?! Иначе все эти “недостатки” вернутся к нам смертоносным бумерангом…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год