Ш.АББАСОВ
Мы уже сообщали о серьезных нападках на проект строительства ОЭТ Баку – Джейхан со стороны различных международных неправительственных организаций и СМИ. Свою версию причин усилившегося в последнее время давления на этот жизненно важный для Азербайджана проект в интервью “Эхо” высказал зампред ПНФА по международным вопросам, депутат Милли меджлиса Асим Моллазаде. Однако разговор с политиком на эту тему плавно перешел в обсуждение внутриполитических процессов в стране:
– С чем, по-вашему, связана усилившаяся в последнее время критика проекта Баку – Джейхан?
– Недавно, будучи в Лондоне на конференции, организованной МИД Великобритании, я выступал с докладом на тему “Глобализация и Южный Кавказ”. И говоря о глобализации, происходящей в мире, я, в частности, говорил о роли Азербайджана в этом процессе. Глобализация развивается сегодня по нескольким направлениям, идут процессы интеграции, связанные с такими стратегическими векторами, как “Север-Юг”, “Восток-Запад”. Огромное значение в этих процессах сегодня придается Южному Кавказу. Не только географически, то есть в связи с прохождением коммуникационных магистралей, но и чисто политически сегодня наш регион играет огромную роль.
…В начале XXI века появились угрозы, связанные с нестабильностью на Ближнем Востоке и возможностью того, что энергетические запасы этого региона могут быть отторгнуты от Запада в связи с имеющимися там конфликтами. И в этом плане Каспийский бассейн привлекает внимание Запада в плане развития мировой экономики. Еще одно преимущество нашего региона – возможность создания здесь политической зоны, близкой к евроатлантическим ценностям. Речь идет о том, что страны Южного Кавказа – Грузия и Азербайджан – обладают достаточным потенциалом для построения демократических обществ, базирующихся на рыночной экономике. Особую роль в этой модели приобретает Азербайджан, как мусульманское государство, имеющее большие шансы для интеграции в Европу. Но, безусловно, это привлекает внимание не только стран, участвующих и поддерживающих глобализацию, но и тех, кто выступает против этих процессов. Именно этим я объясняю усилившееся давление на ОЭТ Баку – Джейхан.
…Нефтепровод Баку – Джейхан позволит Азербайджану и его союзникам транспортировать энергетические ресурсы Каспийского бассейна к Средиземному морю. Это фактически первый серьезный шаг на пути интеграции региона. Я уверен, что вслед за ОЭТ будут развиваться и другие программы экономического характера. Транспортные коммуникации, соединяющие Европу и Азию, тоже, безусловно, будут проходить через наш регион, параллельно с маршрутом Баку – Джейхан. Одновременно очень серьезно прорабатываются и модели коммуникаций, связывающих Север с Югом, которые позволят России, опять-таки через этот регион, выйти на новые рынки.
Обратите внимание, что на Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге против глобализации и проекта Баку – Джейхан были именно те силы, которые сегодня представляют сепаратистское движение в Турции, террористическую деятельность на Ближнем Востоке, а также исламские фундаменталисты и ультралевые радикалы. Эти силы, объединившись, активно выступают против развития Южного Кавказа. Здесь я хочу провести аналогию нынешних процессов с той ситуацией, которая царила в период подписания в 1994 году “Контракта века”. Именно в тот период были предприняты попытки дестабилизации обстановки в регионе, блокады Азербайджана, попытки военных переворотов в стране… Я думаю, что сегодня угроза стоит не так остро и главный акцент удара пришелся не на Азербайджан, а на нашего союзника – Грузию. Бомбардировки, попытки политической дестабилизации обстановки и экономической блокады этой страны напоминают мне о тех событиях.
– То есть во всем этом вы обвиняете Россию?
– Я не хочу обвинять какое-то государство. Декларируемая сегодня Путиным государственная политика России во многом совпадает с глобальными процессами в мире. Одновременно в России еще существует военно-промышленный комплекс, торпедирующий политику Путина. Возможно, эти силы, вкупе со странами, не заинтересованными в вестернизации Южного Кавказа, ведут борьбу против нас. Активным участником этой борьбы является и Армения, политика которой сегодня идет в русле антиглобализма. Армения превратилась в инструмент этих сил для дестабилизации обстановки на Кавказе. Последние заявления главы МИД этой страны свидетельствуют о том, что Армения торпедирует процесс мирного урегулирования карабахского конфликта. Одновременно Армения, участвуя в программах по созданию оружия массового поражения, создает основу для серьезных угроз в регионе.
– Чем вся эта кампания может закончиться как для Баку – Джейхан, так и для Азербайджана и Грузии?
– К счастью, силы, заинтересованные во всемирных глобальных процессах, гораздо сильнее противников. И в этом плане, я думаю, серьезных угроз для проекта Баку – Джейхан, Азербайджана и его союзников пока не существует. Но очевидно, что Азербайджану сегодня необходимо устойчивое развитие демократии. Это одна из важных гарантий безопасности нашей страны. Перманентное развитие возможно только на основе демократической системы. В этом плане главным для нас является создание избирательной системы, которая бы не вызывала нареканий ни внутри страны, ни вне ее.
– По-вашему, азербайджанские власти, фальсифицируя выборы, ставят под угрозу и такие проекты, как Баку – Джейхан?
– В последнее время было много дискуссий по поводу итогов референдума и вопроса о том, признает ли их мир. Но я считаю, что прежде всего речь должна идти о признании тех или иных процедур внутри самой страны, признании и доверии со стороны народа. С этой точки зрения избирательные системы Азербайджана нуждаются в принципиальных изменениях. Помощь ведущих демократических стран позволит нам пройти этот путь быстрее. Но в любом случае, этот путь должны пройти мы сами. Никто за нас создавать в Азербайджане демократию не будет. Я думаю, что этот путь связан не только с ответственностью властей, но и оппозиции. Да, наверное, массовые акции протеста – это одна из форм борьбы.
Однако концентрация всего потенциала борьбы за демократию только на митингах не отражает реальной ситуации и не принесет больших достижений. Прежде всего необходима серьезная работа по воспитанию гражданственности. Ведь все нарушения на избирательных участках совершаются самими гражданами. Большие проблемы на выборах возникают из-за того, что избиратели не активны. Те, кто не приходит на выборы, отдают свои голоса за тех, кто может ими манипулировать. И одна из проблем Азербайджана в том, что политические партии еще не совсем четко овладели системой проведения политических кампаний. Сегодня многие активисты партий живут в своем узком, закрытом мирке и практически не выходят к своим гражданам. Избиратели постепенно теряют доверие как к властям, так и к оппозиции. Все это – отражение того, что многие партии и их лидеры не владеют полным арсеналом политической борьбы, не используют новых технологий…
Основная форма политтехнологий сегодня – это только черный PR и поливание оппонентов грязью. Партии и граждане в Азербайджане должны объединяться вокруг идей и ценностей, а не участвовать в грызне каких-то амбициозных политиков. И если мы говорим о борьбе за демократические ценности, то это требует искренности мотивов. Видя, как человек, потерявший свою должность, моментально перескакивает в лагерь оппозиции и становится яростным и радикальным борцом за демократию, честно говоря, его мотивы вызывают сомнения. Причем не только у меня, а у всех граждан. Этот фактор тоже в значительной степени дискредитирует оппозицию в глазах населения.
– Но многие политики из оппозиции в частных беседах говорят, что демократичность следующих выборов в стране будет полностью зависеть от степени давления Запада, США.
– Подобные мысли ошибочны. Неужели кто-то думает, что Запад будет демократизировать страну за нас, давить на власти, мол, разрешите избираться какому-нибудь оппозиционеру? Это наивные рассуждения. Еще раз повторяю, что за нас никто строить демократию в Азербайджане не будет. Запад может помочь технически, поделиться опытом. Не больше. Вообще любая попытка экспорта какой-то модели в страну, согласно историческому опыту, обречена на провал. Любая реформа возможна только в результате борьбы самого народа и действий политиков, которые должны осознавать свою ответственность, а не ждать, пока “заграница нам поможет”. Те же, кто думает иначе, останутся у разбитого корыта. А от Запада мы реально можем ожидать помощи в укреплении региональной безопасности, по охране границ, реформированию армии. Но опять же американский солдат никогда не будет воевать вместо грузин или азербайджанцев.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год