И.ЭЛЬХАНГЫЗЫ
На этой неделе цены на нефть превысили отметку в 27 долларов за баррель. Эксперты связывают это с опасением покупателей по поводу предполагаемого конфликта в Ираке. Не помогли в попытке понижения цен и последний доклад американского института нефти, который свидетельствует об увеличении запасов углеводородов, и даже уверения ОПЕК, что картель разрабатывает стратегию действий на случай военных конфликтов.
Представитель Саудовской Аравии Абдаллах Умах заявил, что в случае конфликта на Ближнем Востоке ОПЕК может увеличить производство нефти на 7 млн. баррелей в день, то есть любой спрос будет удовлетворен.
В то же время некоторые аналитики допускают, что в случае военного конфликта цены на нефть значительно возрастут и, возможно, превысят отметку в $40 за баррель. Подобные прогнозы привлекательны в равной степени для всех экспортеров нефти. Однако для стран СНГ – экспортеров нефти это может послужить причиной нового конфликта между правительством и парламентом. Так, например, в России правительство уже пошло на уступки, и проект бюджета-2003 рассчитан исходя из соотношения $21,5 за баррель, а не 18,5, как планировалось ранее. Причем эта цифра – не простое отражение действительности нефтяного рынка, а скорее уступка парламенту, который хоть и не открыто, но все же намекнул правительству на то, что доходы, полученные от разницы бюджетных и реальных нефтецен, чаще всего используются по нецелевому назначению.
Повышение нефтецен крайне выгодно и Азербайджану с его верхним пределом дефицита бюджета в 350 млрд. манатов, исходя из нефтецен $19 за баррель. Известно, что повышение нефтецен на $1 приносит Азербайджану от 90 до 97 млрд. манатов. Причем это реальные расчеты, так как заявления скептиков о непродолжительности повышения цен себя не оправдали. Но и в любом случае, даже если предположить, что нефтецены вернутся в пределы коридора, установленного ОПЕК, то при самых минимальных расчетах ($22 за баррель) это уже на $3 больше суммы, предусмотренной бюджетом, а значит, плюс 270-291 млрд. манатов. Эти доходы должны полностью принадлежать Нефтяному фонду Азербайджана для накопления средств для будущего поколения.
Однако бюджет пополняется за счет налогов с нефтепродажи и, естественно, что чем больше цена, тем больше денег можно удержать. В связи с этим возникает вопрос: куда уходят деньги? Если следовать элементарной логике, то большие доходы с нефтепродажи должны вылиться в увеличение благосостояния бюджетников. Однако все обещания повысить зарплату учителям и врачам, которые звучали сначала весной, затем летом этого года, не были исполнены. Правда, преподавателей президент Алиев обнадежил, прогнозируя повышение зарплаты бюджетом-2003. Судьба же медиков под вопросом. Оппозиционеры считают, что любая прибыль в Азербайджане тут же оседает в карманах чиновников, а цену, за которую была продана нефть на самом деле, никто и не знает. “Любой доход в первую очередь пройдет через ГНКАР и ряд других структур, после чего, как и обычно, исчезнет до 50% этих средств” – таково общее мнение многих оппозиционных экспертов.
Однако другого мнения придерживается зампред парламентской Комиссии по экономическим вопросам Али Алирзаев. “Наш бюджет специально рассчитывается из несколько заниженных нефтецен для того, чтобы в конечном счете при снижении цен на мировом рынке не столкнуться с неожиданным дефицитом бюджета”, – заявил депутат. Однако он не исключил возможности, что бюджет следующего года будет рассчитываться исходя из несколько иных расценок.
В частности, возможно, что нефтецены в бюджете-2003 будут представлены как $22-23 за баррель. Все же непредвиденные бюджетом доходы, полученные от экспорта нефти по более высоким ценам, будут израсходованы согласно распоряжениям парламента страны.
Так, в частности, по заверению депутата, у бюджетников есть все основания надеяться на повышение зарплаты в новом году. Также доход планируется распределить и в других областях. В частности, нефтеприбыль 2000 года в первую очередь, напомнил депутат, была направлена на совершенствование системы медицинского обслуживания, а также на нужды авиалинии Баку-Нахчыван.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год