Т.КАСИМОВА
“Чернобыльский шок” – так можно охарактеризовать то, что происходит сегодня в общественном мнении Японии. Только за одни сутки на крупнейших атомных электростанциях страны произошли две серьезные аварии. Сначала крупнейшая электрическая компания Японии – “Tokyo Electric Power” (ТЭПКО) начала экстренную остановку ядерного реактора на АЭС “Фукусима-2” на северо-западе крупнейшего острова страны – Хонсю.
Радиометрическое оборудование самой АЭС зафиксировало превышение уровня радиации в потоке пара в одной из турбин реактора и в системе его охлаждения.
Первые признаки неблагополучия обнаружили около восьми вечера. На поиск источника радиации ушло два часа, и уровень радиации к этому моменту превысил предельно допустимый примерно в 100 (!) раз. Тем не менее администрация АЭС объявила, что инцидент не представляет угрозы для людей и окружающей среды. Не прошло и суток, как пресса возвестила о новой аварии – на сей раз утечка радиации произошла в системе охлаждения реактора АЭС “Иката” на острове Сикоку. Пожалуй, двух подряд аварий на японских АЭС уже было бы достаточно для более чем громкого скандала. Однако все происходит на фоне громкого скандала в японской атомной энергетике.
Еще до того, как с АЭС с разных концов страны стали приходить тревожные сообщения, в отставку подали сразу пять японских чиновников от атомной энергетики, включая президента “Tokyo Electric Power” Нобуя Минами и председателя совета директоров компании Хироси Араки.
По информации авторитетного агентства деловой информации Bloomberg, причиной отставки послужила скандальная информация о том, что чиновники фальсифицировали отчеты о ремонте атомных электростанций. Минами сообщил журналистам, что данная практика продолжается с конца 1980-х годов, с тех пор были подделаны отчеты по трем электростанциям. Руководство компании в нарушение закона скрыло от властей наличие трещин или подозрений на трещины в ядерных реакторах.
По предварительным данным, заведомо ложные данные могли предоставляться около 30 раз, и до 8 неисправных реакторов продолжали работу. Минами уйдет в отставку в октябре, еще четыре чиновника помельче, включая двух советников и одного исполнительного вице-президента компании, уйдут до конца месяца. Министр экономики Японии Мурата успел прокомментировать случившееся, заявив, что Минами должен взять всю ответственность за случившееся на себя. “Это скандал. Подобные действия подорвали доверие населения к политике правительства в области ядерной энергетики и предали веру наших граждан”, – цитирует Мурату Bloomberg.
“В процессе экономического роста мы мало внимания обращали на экологию, – признался японский премьер Дзюнъитиро Коидзуми. – От этого пострадало здоровье людей, были и погибшие. И сейчас мы заявляем: другие страны должны учесть наш горький опыт”. …На долю японских АЭС приходится около трети вырабатываемой в стране электроэнергии.
И у развитой, но бедной природными ресурсами Японии по существу нет другого выхода, кроме как развивать атомную энергетику. На таком фоне “чернобыльский синдром” с требованиями о закрытии действующих АЭС и прекращении строительства новых может иметь тяжелейшие последствия для экономики страны. Во всяком случае финансовые аналитики уже зафиксировали обвал курса акций на Токийской бирже.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год