А.ГАДЖИЕВА
До Алии Уруджевой на международном конкурсе молодых исполнителей эстрадной песни “Витебск” в разные годы Азербайджан уже представляли Фаик Агаев, Манана, Сабина Бабаева, Эмин Гасанов. Алия Уруджева прошла отборочный тур конкурса, о чем ей сообщил директор международного фестиваля искусств “Славянский базар” в Витебске Родион Басс. В начале апреля этого года певица выслала по почте аудио- и видеоматериалы, в частности, съемки финала “Бакинской осени-2001”, где она выступила в качестве гостя с песней “Дервиш”, музыку к которой написала сама же на слова в соавторстве с Джамилей Ахундовой.
По условиям конкурса, в первом туре “Славянского базара” Алия выступила с фонограммной записью песни “Дервиш” без голоса. Во втором туре прозвучала песня Николая Носкова “Это здорово”. К сожалению, Алие не удалось завоевать особого расположения жюри, в результате она осталась без призового места. Но, как оказалось, Алия и не прикладывала никаких усилий, чтобы понравиться “чем угодно, но только не музыкой и исполнением”.
Алия Уруджева:
– В фестивале приняли участие 6 тысяч человек. Причем этот фестиваль интересен тем, что охватывает не только сферу музыки, но еще и кино, театра, прикладного и изобразительного искусства. Было много гостей, хорошая организация – есть чему поучиться нашим. Очень гостеприимная страна, в которой культивируется духовная красота человека. На каждом шагу то и дело слышны лозунги “спасибо за то, что этот фестиваль собрал так много людей, общение с которыми нас духовно обогащает”. Таких текстов здесь я даже близко не слышала. А на улице я купила маленький кулончик, сделанный из бересты, на котором написано: “Сердце чистое сотвори во мне, Боже”. Хотя на самом деле там народ живет также, как и мы, положение у них не лучше. Тем не менее люди у них не так подавлены морально и не обнищали духом.
– Конкурс не испортил впечатление?
– В конкурсе принимал участие 21 певец. Насколько я поняла, это были на редкость сильные вокалисты, значительно сильнее, чем в предыдущие годы. Все эти певцы популярны каждый в своей стране, на их счету не один диск, альбом и сольный концерт. Все конкурсанты были с высшим музыкальным образованием, студенты консерваторий, “гнесинки”. И среди них единственным человеком без специального музыкального образования была я. Пока шли репетиции, мы выбрали для себя фаворитов среди конкурсантов, то есть каждый из нас примерно представлял, кто может выиграть. Но когда начались выступления и стали объявлять оценки жюри, стало ясно, что наши оценки с точностью до наоборот совпадают с мнением жюри.
В составе жюри были такие имена, как Гвердцители, Саульский, Гнатюк, знаменитый бельгийский гитарист Френсис Гойя, знаменитая джазовая вокалистка из Болгарии Йылдыз Ибрагимова… Не беру на себя ответственность обвинять жюри в пристрастности, но честно говоря, не было ни одного участника, который бы согласился с их оценками. Было совершенно ясно, что жюри проталкивает представителей своих стран. Причем было два лагеря – Украина-Россия-Беларусь и Югославия-Болгария. Они дрались за призовые места. Остальные страны, в том числе и Азербайджан, были “в пролете”. Грузии повезло, что председателем жюри была Тамара Гвердцители, за счет чего первое место поделили Украина с Грузией. Гран-при занял конкурсант из Югославии.
Я очень понравилась членам жюри в том смысле, что все они изъявляли желание общаться со мной, меня выделяли из общего списка конкурсантов. За меня очень болели члены жюри из Польши и Болгарии. Мне даже рассказывали, что во время заседаний жюри была целая дискуссия на мой счет и мне хотели дать приз “За самое оригинальное выступление”. Но якобы Саульский, под предлогом того, что я “не эстрадная певица” запротестовал и в результате эту премию дали россиянке.
Но я абсолютно не почувствовала себя проигравшей, мне не дали упасть духом окружающие меня люди. На глазах у всех остальных ко мне часто подходили за автографами со словами восхищения. Я дала очень много интервью местной прессе. И когда меня спросили о том, не считаю ли я оценки жюри продиктованны политическими мотивами, я, что ответила, что если все дело в политике, то свою политическую миссию я выполнила тем, что представляла свою страну в единственном числе и в профессиональном отношении не ударила в грязь лицом. А что до победы, то у меня есть свое мнение и оно может не дублировать оценку жюри.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год