Р.НАСИРОВ
В Вашингтоне вице-премьер правительства Казахстана, министр энергетики и минеральных ресурсов Владимир Школьник заявил, что Казахстан сможет поставлять свою нефть по трубопроводу Баку – Джейхан не раньше 2006-2007 годов. При этом, определяя сроки, он не стал называть конкретных цифр по объемам экспортной нефти, сославшись на то, что раскрыть их удастся лишь при составлении прогнозов.
Но вице-премьер Казахстана все же заметил, что речь идет о так называемых “свободных нефтяных запасах”, которые удастся выделить Баку – Джейхану лишь после выполнения Астаной обязательств по участию в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК).
Признаться, утверждение Школьника несколько омрачает заявление начальника Управления иностранных инвестиций ГНКАР Валеха Алескерова (сделанное 24 апреля в Лондоне на деловом форуме, организованном Европейским банком реконструкции и развития) о том, что в случае “относительно успешного” развития событий в Каспийском море экспортный потенциал только Казахстана и Азербайджана в ближайшие годы достигнет, как минимум, 120-140 млн. тонн нефти в год.
При такой перспективе роста добычи и экспорта нефти становится ясно, что проблема ее доставки потребителям не может быть решена только за счет трубопровода Баку – Новороссийск и расширения возможностей нефтепровода Баку – Супса. То есть азербайджанская сторона, в отличие от Казахстана, дает откровенно понять, что при эксплуатации трубопровода надеется на экспортные возможности Казахстана.
В ответ на это второй человек в правительстве Казахстана лишь обтекаемо замечает, что его страна заинтересована в наличии множества путей транспортировки углеводородов. А что касается Баку – Джейхан, то роль казахстанских властей заключается в создании необходимых условий по транспортировке нефти для частных компаний, а они уже сами должны для себя решать, по какому пути выгодней транспортировать нефть и в строительство каких трубопроводов вкладывать свои деньги.
Не менее оригинально высказался на днях и посол Туркменистана в Армении Тойли Курбанов, выступая в Американском университете Еревана в ходе лекции на тему “Бассейн Каспийского моря как система ресурсов”. По его словам, для развития энергетики в Каспийском регионе необходимы инвестиции в размере 1 трлн. долларов в течение 100 лет.
Непонятно, что этим хотел сказать представитель Туркменистана – то ли отмечал, насколько запасы Каспийского региона и Средней Азии велики (26 млрд. тонн нефти или 5% мировых запасов), то ли обращал внимание слушателей на то, что добыча в регионе углеводородного сырья малопривлекательна с финансовой точки зрения и требует затраты колоссальных денежных средств?
Однако не все так плохо. Все-таки вице-премьер Казахстана В.Школьник признал, что по трубопроводу Баку – Джейхан предполагается качать нефть с месторождения “Кашаган”, где “ожидается большой прирост добычи нефти”. А туркменский посол в Армении, в свою очередь, отметил, что за последние 10 лет, начиная с 1990 года, объем инвестиций в энергетику Каспийского региона уже составил около $14 млрд.
Так что топливно-энергетические соседи Азербайджана неохотно, но все же превращаются в “нефтяных сателлитов”. Возможно, некоторую ясность данный вопрос получит на саммите глав тюркоязычных государств в Стамбуле. Ведь на саммите, помимо вопросов обеспечения мира и стабильности в регионе, президенты также обсудят проблемы развития экономического сотрудничества.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год