НУРАНИ
Президент Беларуси Александр Лукашенко продолжает вести свою политику в весьма экстравагантном стиле. На сей раз он объявил войну… гамбургерам и чипсам. Было официально объявлено, что президент уже подписал указ о закрытии шести популярных ресторанов McDonald’s в Минске, и больше ни один американский ресторан быстрого питания не получит разрешения травить беларусов нездоровой и невкусной американской пищей. Как предполагается, вместо заморских продуктов быстрого питания жители Минска должны утолять голод блюдами из национальной кухни. “Доктора полагают, что иностранная еда – нездоровая и даже опасная”, – сообщил Николай Ерохов, сотрудник администрации Лукашенко.
А сам “батька” предлагает создать “национальные” закусочные, в которых “на первое” будут щи, а закусить можно будет поджаренной свиной сарделькой с дранниками. Посол США в Беларуси Майкл Козак отреагировал на очередной “лукашенковский пиар” с завидной оперативностью: он напомнил, что такие действия квалифицируются, как нарушение прав иностранных инвесторов. Подать в суд на Лукашенко грозит и фирма McDonald’s. Однако жесткая реакция посла США возымела действие – уже на следующий день пресс-служба президента Беларуси поторопилась успокоить общественность: ресторан быстрого питания никто не закрывал, никакого указа Лукашенко не подписывал, “просто” в его администрации состоялось совещание, где было указано, что беларусам ближе традиционная кухня, и нужно расширять сеть ресторанов быстрого питания на основе беларусской национальной кухни. Антизападные выпады в риторике официального Минска – уже давно не новость.
И очередную антиамериканскую выходку Лукашенко логичнее всего было бы увязать с его недавним визитом в Москву, где “батька” обсуждал с Владимиром Путиным строительство союза России и Беларуси, если бы не одно “но”. По информации газеты “Известия”, в официозной “Советской Белоруссии” появилась статья, автор которой поставил в один ряд инициативу Путина о проведении референдума в России и Беларуси и прошлые “инициативы” Кремля: “сокращение ядерных боеголовок, отказ от нейтронного оружия, поголовное искоренение алкоголизма и пьянства и прочую бессмысленную фантастику, на которую были горазды генсеки славной поры”.
В беларусском МИДе комментировать столь экстравагантные высказывания отказались. А российские журналисты отмечают, что от достигнутых еще в советские времена договоренностей о сокращении ядерных боеголовок никто ни в Кремле, ни в других постсоветских высоких резиденциях до сих пор не отказывался. И даже США, решившие в одностороннем порядке пересмотреть договор по ПРО, никогда не подвергали сомнению историческую роль, которую в свое время сыграли подписанные с “генсеками славной поры” договоры о сокращении ядерных боеголовок.
Статья в “Советской Белоруссии” стала еще одним доказательством того, что переговоры Путина и Лукашенко прошли вовсе не так, как хотелось бы Минску. Предложенные Путиным варианты объединения предусматривали серьезную секвестрацию суверенитета Беларуси, а значит, и полномочий Лукашенко. Более того, по более “жесткому” варианту в состав России вообще входила не Беларусь, а все ее области на правах субъектов федерации. Женевская “Тан” назвала предложения Путина “жестоким капканом” для Лукашенко: он “не готов к тому, чтобы поменять свой пост президента-диктатора европейской страны на кресло губернатора Минска”.
В свою очередь российские правые не скрывали, что предлагаемые Беларусью варианты объединения – это способы “навесить” на российскую экономику обязанности содержать еще и беларусскую – в обмен на призрачные “геополитические выгоды” от объединения. Наконец, Беларусь постепенно превратилась из союзника в “компрометирующую связь”. Минск сегодня – в первой десятке торговцев оружием в мире. В США уже говорят о возможности введения санкций против Беларуси, а это не может не ударить по российскому престижу.
Путин понимает: дружить с Беларусью, не боясь проблем, можно только в том случае, если контролировать ситуацию на ее территории будет он, а не Лукашенко. А это уже не нравится “батьке”. Кроме прочего, форсированное объединение просто “выбросит” Лукашенко в московский политический расклад, а это не может не изменить соотношения сил между прозападными “прагматиками” и консерваторами, сторонниками “жесткой линии”. Но при этом Путин не может и отказаться от самой идеи объединения с Беларусью. А это уже диктует план действий: поддерживая идею об объединении, ставить Минску достаточно жесткие условия. В таком случае Лукашенко или откажется от объединения, или же принятые условия обеспечат контроль над ситуацией. Путину уже некуда отступать. Лукашенко, впрочем, тоже.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год