Р.ОРУДЖЕВ
15 августа посол Азербайджана в Иране Аббасали Гасанов встретился в Тебризе с губернатором провинции Восточный Азербайджан Мохаммедом Али Собханоллахи, передает ИРНА. А.Гасанов сообщил губернатору, что президент Ирана посетит Баку по приглашению президента Азербайджана Гейдара Алиева. А.Гасанов, прибывший в Тебриз на международную выставку, выразил надежду, что в результате визита президента Хатами двустороннее сотрудничество поднимется на самый высокий уровень. Он также сообщил, что 9 сентября в Баку отбудет высокопоставленная экономическая делегация Ирана для участия в 5-м совместном совещании двух стран.
Гасанов рассказал также о начале строительства международного аэропорта в Нахчыванской Автономной Республике. После завершения строительства этого аэропорта будут совершаться регулярные рейсы в Тегеран и Тебриз. Собханоллахи, в свою очередь, подтвердил большое значение расширению двусторонних отношений и выразил пожелание об инвестициях азербайджанских коммерсантов в проекты, осуществляемые в свободной экономической зоне в иранской Джульфе. Интересно, что расширение политических и экономических связей между Ираном и Азербайджаном по воле двух правящих режимов не всегда соотносится с теми оценками, которые склонны давать действиям соседей независимые политические эксперты.
К примеру, известный в Тегеране специалист по проблемам Каспийского моря Мохаммад Али Талеби Хакиани в интервью агентству ИСНА отметил, что прозвучавшее на днях предложение министра обороны России о создании совместных сил обороны свидетельствует о цели России достигнуть единства между пятью прикаспийскими государствами. Но вместе с тем Хакиани напомнил, что Казахстан, Азербайджан, Туркменистан и Иран преследуют разные цели. В качестве примера он заявляет, что Иран, Россия, Туркменистан и отчасти Казахстан выступают против вмешательства в дела региона внешних сил, а Азербайджан проявляет прозападную тенденцию. Он, по словам тегеранского специалиста, старается координировать свою политику с Западом, в первую очередь с США, получая от западных стран и стран НАТО помощь. Для того, чтобы воспрепятствовать стремлению Азербайджана к присутствию третьих сил в зоне Каспийского моря, Россия предпринимает серьезные шаги.
Она старается вызвать к себе доверие со стороны Азербайджана и других прикаспийских государств. Как отметил Хакиани, Россию всегда считали сторонницей Армении в карабахской войне против Азербайджана, однако недавно МИД России опубликовал заявление, в котором выборы в самопровозглашенной республике были названы незаконными. Такая позиция России свидетельствует об усилиях Москвы сблизиться с прикаспийскими государствами. Хакиани напомнил, что министр обороны России причиной для предложения о создании совместных сил обороны назвал угрозы, с которыми могут столкнуться страны региона, а также необходимость воспрепятствовать военному присутствию западных государств в зоне Каспия.
Со своей стороны отметим, что делая свое заявление о создании совместных сил на Каспии, Сергей Иванов ни словом не обмолвился о “необходимости воспрепятствовать военному присутствию западных государств в зоне Каспия”. О подобном шоковом заявлении российского министра не преминули бы тотчас же сообщить все ведущие мировые СМИ. Однако впервые слышать о нем приходится почему-то из интервью тегеранского специалиста, который не находился в зоне учений на Каспии, где и прозвучало высказывание С.Иванова. Далее Хакиани назвал вмешательство иностранных государств в дела стран зоны Каспийского моря именно той угрозой, которую имеет в виду Россия.
Так, правительство Азербайджана неоднократно подтверждало факт размещения баз НАТО в регионе (?! – Ред.). Правительство Грузии также для обеспечения своей безопасности обратилось за военной помощью к НАТО и США. Во время недавних столкновений между Россией и Грузией американцы заявили о поддержке Тбилиси и предупредили русских о том, что в случае продолжения напряженности и в случае угроз со стороны России они примут непосредственное участие в ходе событий. Кроме того, американцы сделали ряд конкретных предложений Азербайджану и прилагают усилия к расширению своего военного влияния на Кавказе. Остается только поражаться смелости предположений иранского политолога, которые он почему-то выдает чуть ли не за всем известные истины. Что касается Азербайджана, продолжает Хакиани, то его политика в корне отличается от действий других прикаспийских стран. При этом он отмечает, что одним из приоритетных направлений внешней политики Ирана является слаженность действий со странами региона, в особенности с мусульманскими соседями. Он подчеркнул, что предложение России о создании совместных сил обороны отвечает интересам Ирана в этой части.
Хакиани не исключил возможности перерастания совместных сил обороны в Каспийском море в стратегический союз в том или ином виде. Он отметил: “Необходимо определить детали сотрудничества между прикаспийскими государствами в области обеспечения безопасности и решения стратегических задач. Должна быть также определена степень участия каждой из сторон в таком сотрудничестве, поскольку, например, участвовавшие в последних маневрах силы на 98% состояли из российских войск и только 2% приходились на другие страны”. Как отметил Хакиани, если степень участия Ирана в возможном стратегическом союзе будет соответствовать занимаемому им положению на международной арене, его интересы будут соблюдены. По-видимому, Хакиани полагает, что все более и очевидно изолируемый Западом Иран, каким-то образом ухитряется сохранять важное положение на международной арене. Однако факты говорят об обратном.
Кстати, не подтвердилось намерение Ирана о проведении своих крупномасштабных учений на Каспии в 2003 году. Об этом, напомним, заявил во время завершившихся маневров России, Азербайджана и Казахстана глава делегации иранских наблюдателей, контр-адмирал флота Корпуса стражей исламской революции Мохаммад Дэхгани. Однако 15 августа официальный государственный представитель Ирана Рамазанзаде, отвечая на вопросы журналистов по этой теме, заявил в Тегеране: “По этому поводу никаких постановлений не принималось”. Но как бы то ни было, а Иран не намерен так просто отступаться от своих притязаний на Каспии. Поэтому, считают российские обозреватели, иранская дипломатия сейчас заметно активизировалась, прежде всего, в Астане и Баку.
В Казахстане побывал спецпредставитель МИД Ирана по Каспию Мехди Сафари, а в Баку – заместитель министра иностранных дел Ирана Мохсен Аминзаде. В обоих случаях участники переговоров не особо распространялись о достигнутых результатах, но общий смысл их понятен – расколоть нарождающийся антииранский фронт на Каспии. Но и Москва тоже не лыком шита и еще менее Тегерана намерена поступаться своими принципами. И здесь есть смысл вернуться к каспийским маневрам. Ими Россия продемонстрировала, что она способна и готова взять на себя обеспечение безопасности на Каспийском море.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год