З.ФАИКГЫЗЫ
Вопрос преподавания основ религии в общеобразовательных школах страны, предложенный несколько лет назад главой Духовного управления мусульман Кавказа (ДУМК) шейх уль-исламом хаджи Аллахшукюром Пашазаде, вновь находится в центре внимания общественности. С аналогичным предложением выступил недавно и глава Госкомитета по работе с религиозными организациями (ГКРРО) Рафик Алиев.
ГКРРО считает необходимым введение в учебную программу средних школ специальной дисциплины по религиозной тематике, в которой не будет места традиционным шиитским или суннитским толкованиям канонов ислама. Учащихся будут обучать, в основном, морально-культурологическим аспектам ислама. При этом Р.Алиев выдвигает необходимое условие – “очень внимательного подхода к разработке учебного материала”.
Важность этого отметил и Ильгар Ибрагимоглу, координатор Центра по свободе совести и вероисповедания (ДЕВАММ). “При стремлении довести знания о религии до большего количества людей необходимо помнить, что в стране присутствуют последователи различных конфессий, и ущемлять их права нельзя. Поэтому вопрос о преподавательском составе этого предмета – не менее важен”, – отмечает он. В качестве примера Ибрагимоглу привел нынешнюю ситуацию на теологическом факультете БГУ. В ДЕВАММ обратились студенты-теологи с тем фактом, что религиозная доктрина ислама, преподаваемая турецкими преподавателями, работающими на факультете, отличаются от традиционной в Азербайджане религии.
Вообще, предложение об обучении детей религиозным основам принято неоднозначно. Так, министр образования Мисир Марданов не считает большой проблемой отсутствие в системе образования страны религиозного обучения. По его словам, эта система основана на Конституции при “достаточно основательной законодательно-правовой базе”. “Я не хочу, чтобы вокруг этого вопроса создавался ажиотаж, возникали проблемы между различными ведомствами”, – сказал Марданов. По всей видимости, министр имеет в виду ГКРРО, выступающий с инициативами в вопросах религиозного просвещения населения. Комментируя возможность открытия спецкурсов по изучению основ религии с посещением на добровольной основе, М.Марданов заявил, что этот вопрос пока не обсуждался. Министр затруднился выразить свое мнение относительно возможного издания и внедрения в средних школах учебников по основам религии.
“Я снова повторяю, что сегодня такой проблемы нет, система образования будет работать по той же методике, как и сегодня”, – отметил он. Между тем, многие правозащитные организации приветствуют введение в учебный курс религиозного образования. “Ведь речь идет об истории религии. Подрастающее поколение должно знать о нравственных ценностях, которые провозглашает религия. Но решение об этом может принимать только государство”, – говорит хаджи Акиф, пресс-секретарь УМК. Таким образом, обсуждаемый вопрос – быть или не быть религиозному образованию в школах, пока остается открытым.
И с началом каждого учебного года вновь становится актуальным. На сегодняшний день с точностью можно сказать, что в этом учебном году предмет по религиозному образованию вводиться не будет. Вероятность его внедрения в следующем году также маловероятна. Ведь для этих целей необходимо разработать учебное пособие, подготовить преподавательский состав и т.д.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год