В Азербайджане сократилось число выпускников

И.АГАЕВА

Вчера здание Государственной комиссии по приему студентов напоминало осажденную крепость – абитуриенты и их родители оспаривали результаты экзаменов. Члены открытой апелляционной комиссии во главе с председателем Малейкой Аббасзаде начали рассмотрение жалоб в 10.00. Процедура проходила в конференц-зале с участием СМИ. На столе стояли запечатанные пакеты с работами абитуриентов, компьютер и… лупа…

Нигяр Ширинова не скрывала слез. Это ее вторая неудачная попытка поступить на биофак БГУ. Сумма баллов 247, тогда как для участия в конкурсе надо было набрать 258. “У меня уже нет претензий. Посмотрела карту ответов и убедилась в собственных ошибках. Все объективно и правильно”, – сказала она нам, выходя из зала. Сахиба Гасанова, выпускница бакинского химико-биологического лицея N5, мечтает стать студенткой медуниверситета: “Набрала 414 баллов, а проходной балл на платное отделение 416. Совсем немного не хватило для участия в конкурсе. У меня нет претензий к ГКПС. Нашла ошибку. По химии два ответа не отметила в карте”.

…Хаяла Фархадзаде поступила на заочное бесплатное отделение юридического факультета БГУ. В прошлом году окончила школу N2 Бейлаганского района. Ее результат – 592 балла. Казалось бы, желать больше нечего. “Думала, что мой высокий балл позволит мне пройти на дневное отделение. Однако выяснила, что все верно. В спешке некоторые ответы я не внесла в карту”, – рассказала Хаяла, покидая зал. Схожая ситуация у Парвин Мурсалиевой. Окончила школу в Зардабском районе в этом году.

С первой попытки поступила в медицинский на лечфак… только на платное отделение. Набрала 493 балла. А для бесплатного – требовалось 520 баллов. …Апелляционная комиссия рассмотрела жалобы приблизительно 90 человек, хотя на прием были записаны 130. Выводы – абитуриенты во время работы над вопросами демонстрируют халатность, не утруждая себя проверкой ответов. Кроме того, как заметили члены комиссии, молодежь не учитывает все варианты, игнорируя платные отделения. И этим уменьшают свой шанс на поступление. Отметим, что в конкурсе на дополнительные места в вузах на платные отделения – подали 4 тысячи абитуриентов из 12 тысяч, не прошедших отбор. В интервью “Эхо” председатель ГКПС Малейка Аббасзаде сообщила, что результаты вступительынх экзаменов нетипичны.

– Можете ли вы сравнить результаты экзаменов прошлого и этого года, а также уровень подготовки абитуриентов?

– Этот вопрос специалисты госкомиссии еще будут обсуждать. Необходимо подготовить подробный статистический отчет, чтобы апеллировать им, проанализировать, сделать выводы. Цифры дают нам возможность правильно подготовиться к следующему сезону. Мы не просто изучаем, но и моделируем следующий год… Что касается нанешних вступительных, могу сказать одно – год отличается от всех предыдущих тем, что выпускников было меньше. Кроме того, основной процент из них – сельская молодежь. Чего скрывать, уровень знаний сельских и городских школьников всегда отличался в пользу последних.

– Но они не вызвали у вас удивления?

– Еще раз повторяю, выпуск этого года – нетипичный. Выпускников городских школ азербайджанского сектора было крайне мало. Документы подали всего 20 тысяч, хотя общее количество составляет 50 тысяч. Эти результаты дают пищу для глубокого анализа. Приведу вам такую цифру – 8 тысяч абитуриентов из общего количества имели средний аттестационный балл – 4,5 – 5. Знаете, какой они показали результат? Из них 15 процентов набрали от 0 до 100 баллов! Можете представить?! Из 8 тысяч отличников еще 15 процентов набрали свыше 300 баллов. 300 баллов, как вы понимаете, тоже не очень высокий уровень. Я допускаю, что учащийся сельской школы, считающийся отличником, может набрать 300.

В принципе хотя бы 50 процентов т.н. отличников должны были показать результаты свыше 300 баллов. Конкретно, в каких школах происходит “сбой”, затрудняюсь сказать. У нас скоро будет подробная раскладка. Тогда можно будет адресно проанализировать ситуации по конкретной школе. Мы делаем брошюрки по каждому району. Вот пища для размышлений. Хочу заострить внимание еще на одном нюансе. Помните, в адрес госкомиссии звучали претензии, мол, “почему вы не учитываете аттестационные баллы?”. Результаты 8 тысяч отличников показали уровень обучения в школах. Так можем ли мы учитывать при приеме абитуриента средний аттестационный балл, если он не соответствует знанию его обладателя?

– Министр образования Мисир Марданов не согласен с вами. На днях он заявил, что качество среднего образования у нас на должном уровне, а ГКПС делает не правильные выводы…

– Я не слышала этого заявления и потому не могу комментировать его. Но я получила от М.Марданова официальное письмо, в котором есть просьба по совместному проведению выпускных экзаменов и аттестации учителей в школах со следующего учебного года. Мы ответили положительно. Надо определить рабочие группы, провести организационную работу. Кроме того, ГКПС готова проводить пилотные испытательные экзамены в районах, чтобы определить уровень знаний педагогов. Я каждый год сталкиваюсь с небольшим контингентом школьных педагогов – примерно 3500 человек – во время вступительных экзаменов. Это бакинские и сумгайытские учителя.

Выражаясь математическим термином, это не та выборка, по которой можно сделать общий вывод. Но, с другой стороны, даже по этому контингенту можно судить о положении дел в сфере среднего образования. Мы просим дать опытных педагогов, и тем не менее остаемся недовольны качеством работой контролеров-педагогов. Считаю, что проведение прозрачной аттестации помогло бы решить проблему качества образования. Скажу большее: если провести экзамен по различным предметам для учителей, который мы провели для абитуриентов, я не уверена, что они смогут набрать высокие баллы. Был такой прецедент. К нам обращались несколько частных школ для проведения отбора педагогов.

Кандидаты, претендующие на вакансии, прошли у нас экзамен по конкретным предметам. Мы были шокированы результатами. Были педагоги, которые показали 30 процентов уровня знаний по биологии. Конечно, их не приняли в эти школы, но ведь они где-то преподают. Но эта проблема не нынешнего состава Минобразования. Она созревала в обществе еще с советских времен. Педагог и врач – это профессии, в которых требуются талантливые и знающие люди. Таких мало. Как показывают наши результаты, данный вопрос приобретает остроту. Так давайте искать выход. Надо работать…

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: