Японский дух поразил азербайджанского пианиста

И.АСАДОВА

На днях один из лучших представителей отечественной фортепианной школы Мурад Гусейнов возвратился в Баку. Позади осталась Япония, где завершился 9-й международный музыкальный фестиваль, Франция, где музыкант выступил с серией концертных выступлений… “Словами не описать, как соскучился по Баку, по родным и друзьям”, – первое, что сказал Мурад, переступив порог нашей редакции. Он рассказал о традициях и гостеприимстве японского народа. Выяснилось, что не каждому музыканту может посчастливиться принять участие в этом фестивале. Мураду же шанс предоставился благодаря победе в III-м международном конкурсе пианистов им. Френсиса Пуленко, что проходил в начале года во французском Лиможе. На этом конкурсе наш соотечественник удостоился главной премии.

“По условиям конкурса, победителю, помимо награды и диплома, предоставляются ангажементы. Так начались мои гастрольные поездки. Фестиваль в Хиросиме стал первым выступлением в рамках этой программы. В ноябре я продолжу гастроли концертами в городах Франции, которые завершатся в Париже, в одном из престижных концертных залов этого города – “Корто”, – рассказывает пианист. Японцы приглашают очень небольшое, соответственно, избранное количество музыкантов на свой фестиваль. В этом году это событие было приурочено к памятной для всего японского народа дате – 57-летию со дня трагедии в Хиросиме.

“Среди приглашенных было много известных музыкантов, – делится впечатлениями М.Гусейнов. – Я играл произведения Пуленко с симфоническим оркестром Хиросимы. У меня был один концерт и две репетиции. Японцы – уникальная нация с колоссальной самобытной культурой, идущей из глубины веков. Чрезвычайно гостеприимный народ… Меня прекрасно встретили, чуть ли не каждый мой шаг был расписан большой программой, включающей посещение памятников архитектуры, потрясающих достопримечательностей. Меня дважды представляли, один раз на генеральной репетиции, другой – перед началом концерта, в переполненном зале гранд-холла “Астер Плаза”. …Прежде чем объявить мое выступление, пришедшим было рассказано об Азербайджане, после чего у меня взяли интервью для телевидения, и только после этого я начал играть”, – рассказывает пианист. Японцы и вправду оказались удивительными людьми, о чем может говорить хотя бы тот факт, как они, посредством Мурада, выразили благодарность всему азербайджанскому народу.

“Мне было вручено три официальных письма, адресованных послу Японии в нашей стране, мэру Баку и ректору Бакинской музыкальной академии (БМА) Фархаду Бадалбейли, – говорит музыкант. – Представьте себе, во всех письмах дирижер симфонического оркестра Хидео Кожима выражал слова благодарности”. В частности, там говорилось, что “японские музыканты были счастливы играть с М.Гусейновым… Посредством музыки мы понимаем друг друга без языкового барьера, ваш представитель играл, словно он – посланник мира, который донес до нас азербайджанскую культуру…” До сих находящийся под впечатлениями, полученными за дни пребывания в Стране восходящего солнца, Мурад не забывает и о родном слушателе: “Очень хочется дать концерт для бакинцев”.

“Недавно у меня были концерты в Париже, организованные Посольством Азербайджана во Франции, при содействии посла Элеоноры Гусейновой и первого секретаря посольства. В ноябре я дал концерты в Турции, играл с камерным оркестром Стамбула под руководством нашего замечательного дирижера Рамиза Мелик-Асланова. Есть желание выступить и на отечественной сцене. Но, к сожалению, я не могу назвать точной даты и сказать, когда это произойдет. Несомненно, что произойдет это в ближайшем будущем”.

У Мурада и масса других планов. В настоящее время музыкант работает над новой программой, включающей в себя произведения русских и западноевропейских классиков, готовится к концертам, речь о которых шла выше. При каждом удобном случае М.Гусейнов не забывает упомянуть тех, кому, по собственному признанию, “обязан своими успехами и победами”: “Большое влияние оказала на меня ныне покойная профессор Эльмира Сафарова, которая была моим педагогом в БМА. Выдающийся пианист, профессор Фархад Бадалбейли, у которого я обучался в годы учебы в аспирантуре. Несмотря на занятость и собственную творческую деятельность, он всегда находил для меня время, готовил меня к конкурсам… Мой сегодняшний успех – это, в первую очередь, их успех”.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: