Омбудсман Азербайджана побывала в Нардаране

Р.ОРУДЖЕВ

“Анализ событий и ситуации в Hардаране был дан в совместном заявлении силовых ведомств страны и к этому добавить нечего, – заявил вчера находящийся в Нахчыване президент страны Гейдар Алиев, отвечая на вопрос о ситуации в этом поселке. – Очень жаль, что некоторые оппозиционные силы пытаются воспользоваться ситуацией в Hардаране и нарушить общественно-политическую стабильность в стране. Однако сделать это им не удастся”.

На просьбу “Эхо” прокомментировать высказанное наконец мнение президента, нардаранцы вчера ответили, что для начала с текстом должно ознакомиться все сознательное население поселка. Затем жители села обсудят слова Алиева на общесельском сходе, после чего будет сформулировано и обнародовано отношение к ним Нардарана.

“Ситуация в поселке остается напряженной, – сообщил один из аксакалов хаджи Гаджиага Нуриев. – Главным образом из-за высказываемых многими СМИ версий о том, что в скором времени власти вновь предпримут силовые методы для усмирения Нардарана”. Тем не менее вчера произошло еще одно знаменательное для Нардарана событие. На призыв нардаранцев откликнулся недавно назначенный омбудсман (уполномоченный по правам человека) Азербайджана. Около 18.00 Эльмира Сулейманова прибыла в поселок.

Более двух часов она общалась местными – пятью женщинами и шестью мужчинами. В беседе участвовал и Г.Нуриев, который рассказал “Эхо”, что местные жители обсудили с омбудсманом все произошедшее в Нардаране и их сегодняшние беды. “Мы хотели бы отметить, что Э.Сулейманова – первое официальное должностное лицо, которое обратило на нас внимание после срыва переговоров с властью и нашего митинга протеста, и приехала к нам”. По словам Г.Нуриева, ознакомившись с мнениями нардаранцев, омбудсман заявила, что каждый из произошедших в селе эпизодов правонарушений должен быть рассмотрен отдельно за столом переговоров. Каждая из двух сторон должна стоять за переговоры. “Мы заявили, что сами с самого начала являемся сторонниками этого метода решения проблемы.

Мы хотим, чтобы все решилось по справедливости. Потом Э.Сулейманова спросила, какие у нас к ней будут просьбы. И мы сказали, что главная наша просьба – формирование независимой депутатской следственной группы, и чтобы она вошла в ее состав. Сулейманова ответила, что она только недавно избрана омбудсманом и пока не начнет свою официальную деятельность, у нее нет возможности принимать решения. Но она готова поднимать наши вопросы во всех официальных инстанциях и будет стараться по возможности содействовать решению всех проблем Нардарана путем диалога местных жителей с властями. Мы поблагодарили ее за то, что она прибыла к нам через три дня после того, как мы послали ей письмо с просьбой о встрече”.

Кроме того, для непосредственного ознакомления с обстановкой в Нардаране в 15.00 сюда прибыл сотрудник Посольства Норвегии в Азербайджане Мартин Нордшвейн. Около трех часов дипломат посвятил беседе с местными жителями обо всем, что происходило в селе на протяжении последних нескольких месяцев. “Мы рассказали ему о проводимых в селе акциях протеста, о наших требованиях, о сегодняшней ситуации. У г-на Нордшвейна появились к нам некоторые вопросы.

В основном он интересовался, не было ли за все это время с нашей стороны требований религиозного характера. Мы ответили – нет. У нас были только социально-экономические претензии и требования соблюдать наши конституционные права. Потом он спросил, существовал ли у нас на самом деле “религиозный совет”. Мы объяснили, что у нас не было никакой общественной структуры, кроме совета старейшин, да и тот был создан только в начале 2002 года по рекомендации мэра Баку Гаджибалы Абуталыбова. В эту группу мы избрали наиболее уважаемых и образованных аксакалов, коммерсантов. Никаких религиозных целей мы при этом не преследовали. Потом Нордшвейн поинтересовался, какие надежды мы возлагаем на иностранный дипкорпус в Баку.

Мы попросили его посодействовать чем можно созданию независимой депутатской следственной группы для объективного расследования событий в Нардаране, как об этом заявляли госдепартамент США, Совет Европы и другие структуры. Ведь сегодня госструктуры, виновные в совершении преступлений против нардаранцев, сами и возглавляют расследование. Всю вину за происшедшее они сваливают на жителей села. Мы требуем встречи наших аксакалов с президентом, с тем, чтобы раскрыть существо проблемы”. Отметим, что М.Нордшвейн стал первым иностранным дипломатом, который откликнулся на призыв села и самостоятельно (без напоминаний и сопровождения правозащитников) прибыл в Нардаран после официального заявления МВД и Генпрокуратуры.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: