Каспийские маневры заставили Иран поволноваться

Р.ОРУДЖЕВ

В северном секторе Каспия близятся к завершению крупномасштабные военно-морские учения, начавшиеся 1 августа. Как дал понять российской “Независимой газете” высокопоставленный источник в кремлевской администрации, помимо официально объявленных, не менее важной их целью было произвести неизгладимое впечатление на партнеров России по переговорам о правовом статусе Каспия. И в этом смысле уже сегодня Кремль вполне может констатировать, что эффект достигнут.

Впервые за последние годы России удалось “тряхнуть” здесь всем своим арсеналом и возможностями. Кроме того, во взаимодействии с военными Азербайджана и Казахстана продемонстрирована четкая организация каждого эпизода учений. Соответствие же отрабатываемых задач реально складывающейся в регионе обстановке не может показаться надуманным.

Учениям предшествовала мощная пропагандистская кампания. Ее руководители в первую очередь подчеркивали, что мероприятие проводится в интересах безопасности всех пяти прикаспийских стран и что сегодня в регионе Каспийского моря необходимо решать вопросы, связанные с охраной морских биоресурсов, экологической безопасностью, созданием единой системы спасения на море. Исходя из всего этого, ожидалось, что другие “совладельцы” Каспия проявят повышенную заинтересованность в совместных действиях. Тем более, что приглашение сообща поиграть мускулами на море получили все страны, расположенные по периметру Каспия. Откликнулись только Баку и Астана.

И как раз весь вчерашний день звено истребителей Су-27 ВВС Казахстана (четыре самолета) и базовый тральщик ВМС Азербайджана обеспечивали поддержку действий астраханской каспийской “армады”. Ашгабат, как известно, проигнорировал приглашение участвовать в маневрах, не прислав даже наблюдателей. Причем Туркменистан еще 6 августа, то есть именно накануне начала основного, показательного их этапа, устами главы МИД Рашида Мередова сочло необходимым заявить, что “Ашгабат считает нецелесообразным проведение масштабных военных учений на Каспии, поскольку все прикаспийские государства, за исключением России, не имеют здесь крупных военно-морских сил”. Кроме того, как было подчеркнуто, Туркменистан “как нейтральное государство” и в будущем не намерено участвовать в чем-либо подобном ни в качестве участника, ни как наблюдатель.

Но что бы ни говорил Ашгабат про свою “нейтральность”, видно, что там не на шутку озабочены “соучастием” Баку и Астаны в показательных военных действиях России. Ведь позиция Сапармурата Ниязова пока еще находится в контексте иранского подхода к разделу моря, который предусматривает деление Каспия на национальные сектора – то есть по 20% моря каждому его “совладельцу” (во времена СССР Иран владел лишь 13%). И хотя в последнее время позиции Ашгабата стали меняться, Туркменбаши не спешит принимать промосковскую линию.

Что касается Ирана, то он, как стало понятно во время маневров, собирается адекватно ответить Москве. Как заявил 12 августа военный наблюдатель от Ирана контр-адмирал флота Корпуса стражей исламской революции Мохаммад Ибрагим Дехгани, уже в следующем году Тегеран намерен провести на Каспии масштабные военные учения, подобные сбор-походу российской флотилии. Сказано слишком сильно, поскольку на настоящий момент у Ирана нет на Каспии сил, хотя бы приближающихся к российским по количественному и качественному составу. По уровню боевого потенциала, отмечают эксперты, имеющийся у Тегерана флот на Каспии уступает и азербайджанским ВМС.

И явно не случайно Иран “под шумок” российского сбор-похода, дав согласие принять в нем участие своими военно-морскими силами, собирался провести через речные артерии России четыре корабля из Персидского залива, в чем ему было отказано. Очевидно, что трем странам, участвующим сегодня в маневрах, еще предстоит поспорить с Ираном за окончательное определение правового статуса моря-озера. В этом смысле у них есть все основания форсировать решение проблемы, чтобы закрепить эффект, достигнутый в ходе учений. Как это будет выглядеть на практике, станет ясно в ближайшее время. Генералы и адмиралы свое дело сделали: Иран и Туркменистан впечатлили, им лишний раз стало понятно, с кем (и против кого) Россия будет дружить на Каспии.

Министр обороны РФ Сергей Иванов даже не исключил, что в перспективе на Каспии для отражения возможных угроз может быть создана войсковая группировка с участием и других государств региона (имеются в виду Азербайджан и Казахстан; угрозу же российской позиции представляют Иран и Туркменистан). Теперь дело за дипломатами. Можно предположить, что если на очередном сборе прикаспийской пятерки “плохие переговорщики”, как назвал своих партнеров Путин после Ашгабатского саммита в апреле, вновь заартачатся, Россия & Co предпримут на Каспии еще какие-то меры. По мысли “ГазетыСНГ”, с развитием событий вокруг Каспия становится все более очевидным, что, несмотря на многочисленные консультации стран каспийской пятерки, противоречия между ними, скорее, имеют тенденцию к обострению, нежели к урегулированию.

И военные учения, которые проходят сейчас в акватории Каспийского моря, – наглядное тому доказательство. Неудивительно, что военные учения на Каспии подтолкнули Тегеран к действиям, направленным на защиту национальных интересов. …Вчера спецпредставитель МИД Ирана по Каспию Мехди Сафари отправился с визитом в Казахстан, где обсуждает расширение сотрудничества Тегерана и Астаны в энергетической сфере. В ходе переговоров иранский дипломат отметил готовность Тегерана к увеличению экспорта нефти из Казахстана и обратил внимание на необходимость форсирования работ по строительству нефтепровода из Казахстана через территорию Туркменистана в Иран. Сафари в ходе встречи с главой МИД Казахстана также не преминул затронуть тему, касающуюся перспектив дальнейшего переговорного процесса по определению статуса Каспийского моря. Интересно, что в пресс-службе МИД Казахстана воздержались от подробных комментариев.

МИД Казахстана отметил лишь, что в ходе встречи К.Токаева и Сафари затрагивались вопросы присоединения Казахстана к системе международного транспортного коридора “Север-Юг”. Наряду с Астаной Тегеран начал заигрывать еще и с Баку. Именно так, с точки зрения “ГазетыСНГ”, следует понимать недавний визит в азербайджанскую столицу замминистра иностранных дел Ирана Мохсена Аминзаде. Обсуждал ли он в Баку проблему определения статуса Каспия, до сих пор неизвестно.

В этой связи аналитики не исключают, что если каспийские союзники Москвы – Астана и Баку – примут условия игры Тегерана, российско-иранские отношения могут заметно ухудшиться. Как бы то ни было, но становится очевидным, что Иран не теряет времени даром и не собирается сдавать свои позиции. Не случайно в ходе заседания специальной рабочей группы на уровне замминистров иностранных дел прикаспийских стран, которое прошло в конце июля, иранская сторона, руководствуясь принципом “дома и стены помогают”, выступила с инициативой провести следующий саммит пятерки в Тегеране.

Тем временем в Вашингтоне многие хотят воспользоваться этим кризисом, чтобы вынудить Москву прекратить поставки Тегерану оружия и ядерных технологий, необходимых для осуществления программ стратегического перевооружения Ирана. В ходе визита в Баку в марте этого года заместителя помощника министра обороны США Миры Рикардел, был подписан пакет соглашений на общую сумму 4,4 млн. долларов по оказанию американской военной помощи в сфере совершенствования возможностей Азербайджана по контролю за морским и воздушным пространством. Задачей Вашингтона на среднесрочную перспективу является соединение военно-политического союза нефтяных государств бывшего СССР с осью Турция – Израиль, являющейся бастионом Запада на Ближнем Востоке. Москва оказалась в довольно сложном положении, поскольку поддержка, оказываемая Баку, может поставить под угрозу прекрасные торговые отношения с Ираном.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: