Р.НАСИРОВ
Авторское право – это в первую очередь признание государством законных прав авторов на продукт их творческого труда. Звучит несколько туманно. Однако это понятие можно интерпретировать и как некий компромис между интересами авторов и общества. Вместе с тем оно также подразумевает развитие определенной автономной культурной индустрии – то есть промышленности, связанной с объектами авторского права и смежных прав. Помочь раскрыть сложную взаимосвязь между продуктами культурной индустрии и экономикой мы попросили руководителя Государственного агентства по авторским правам Кямрана ИМАНОВА.
– Роль авторского права для развития культуры неоспоримо. Можно ли сказать каково его экономическое значение?
– Давая определение авторскому праву и всей интеллектуальной собственности в целом, подчеркну, что содержание этого института носит менеджерский, гуманитарный и даже технический характер. Как бы это ни выглядело сложно, но форма его юридическая, а назначение исключительно экономическое. Как видите, двойственная реальность авторского права, его культурная и экономическая составляющие тесно переплетены. Вот и получается, что государство, осознавая важность сохранения культуры для развития общества и опираясь на авторское право, одновременно признает и роль результатов творчества в качестве товаров рынка. Но подчеркну, что только объективно выраженный результат творческого труда может участвовать в экономическом обороте и представлять собой специфический товар – интеллектуальную собственность.
– То есть авторское право формирует стремление граждан к информации, далее по цепочке мы имеем развитую индустрию культуры и наконец инвестиции?..
– Полагаю, что дело не в цепочке. А в том, что законодательство, охраняющее права творцов, – также необходимое условие охраны национального культурного наследия, традиций и самобытности страны. От существования такого правоохранительного поля зависит и наличие сильной и автономной культурной индустрии. Наконец увеличение масштабов использования интеллектуальных продуктов и расширение международной торговли культурными благами требуют безопасности такого обмена, и в том числе и инвестиций.
А вот стремление общества к получению информации, к свободному доступу к знаниям перманентно. Но ведь знания создаются в результате творческого труда и выступают в виде произведений науки, литературы и искусства, которые и есть объекты авторского права. В них вложен труд, и они имеют цену. Они двигают культуру и воспроизводят ее. Культурная же селекция утверждает и традиции. Так что, если сослаться на известного философа Фридриха фон Хайека, то рынок, деньги – все это элементы культуры в целом. Так что все это взаимосвязанная система.
– Можно ли все-таки построить следующую цепочку: шоу-бизнес увеличивает инвестиции, рост объемов которых неминуемо станет развивать промышленное производство.
– Нужно вновь посмотреть на эту проблему шире – как на культурную индустрию в целом. Есть и другие ее области, которые имеют большую значимость для развития общества. Например, производство CD, которое дает возможность записи соответствующих огромных объемов информации на оптические носители. Это требует больших инвестиций. Или производство компьютерных программ. Развитие индустрии переработки информации, их производство не просто свидетельствуют о наличии культуры в обществе, но и о высокоинтеллектуальном ее состоянии. Это доходная область, находящаяся в то же время на переднем крае науки. Или производство кино, аудиовизуальной продукции и фонограмм.
Во всем мире сложилась примерно следующая картина – культурная индустрия, составляя примерно 5 – 7% внутреннего валового продукта развитых стран, превосходит по своей доле, например, сельское хозяйство, обрабатывающие отрасли или даже самолетостроение. Культурная индустрия совместно с объектами, основанными на промышленной собственности, составляет 10 – 12% ВВП развитых стран. Возьмем, к примеру, США, где культурная индустрия составляет примерно 5% ВВП, а вместе с неключевыми, поддерживающими ее отраслями, – 7,2%. По сути, это локомотив экономического развития объемом в 670 млрд. долларов.
Таков вклад этой отрасли в национальную экономику. Следующий интересный момент – данная индустрия является наиболее динамично развивающейся. То есть ее рост превосходит по показателям данные всех других отраслей экономики. К примеру, по сравнению с 1977 годом, ее доля в ВВП выросла на 160%. Другими словами, темпы роста составили 10,4% в год. Это говорит о значении интеллектуальной собственности и промышленности, которая на ней базируется, для всего экономического развития страны. Посмотрите на эту проблему с другой стороны – главными обладателями интеллектуальной собственности являются промыышленно развитые страны и лидируют среди них, конечно же, США и Евросоюз.
– Чему равен этот процент в Азербайджане?
– Я думаю, что он пока невысок. По известной мне информации, в странах с переходной экономикой, в которых налаживаются институты интеллектуальной собственности (я не имею в виду их культуру – она может быть и древнее), он не превышает 1%. Так что окончательное становление рынка и рост экономики поднимут эту долю.
– Есть ли в Азербайджане бизнесмены, уже начавшие закупать контрольные пакеты авторских прав?
– Эта тенденция свойствена развитым странам. Книгоиздатели, производители фонограмм или программного обеспечения стремятся закупить такие пакеты и быть правообладателями. При правильном маркетинге на рынке и использовании этих прав такая практика приносит огромные доходы. С другой стороны, обязательными условиями являются защищенность рынка, гарантированная безопасность соответствующих инвестиций. А это уже тесная связь с правоохранным законодательством и с тем, в какой мере обеспечиваются права инвестора. При наличии этих двух факторов инвесторы с удовольствием вкладывают деньги в развитие этих вопросов, поскольку знают, что с рынка их законный лицензионный товар не будет вытесняться пиратской продукцией.
– Насколько перспективно производство CD в Азербайджане с 8-миллионным населением? Переварит ли наш рынок эту высокотехнологичную продукцию?
– У нас так или иначе на CD записывается продукция фонограмм и видеограмм. Может, в небольшом количестве, но записывается. Кроме того, не забывайте наш парк компьютеров. Стало быть, не имея собственного производства оптических носителей, мы вынуждены ввозить их. Поэтому надо наладить их производство. По нашей информации, бывший завод магнитофонных кассет после реконструкции планирует наладить это производство. Да и, по мнению американских экспертов, обстоятельства в республике готова к производству этой высокотехнологичной продукции.
– Сколько в год агентство регистрирует произведений, авторские права на которые могут служить культурной индустрии?
– В среднем 400 регистраций. И мы, конечно же, желали бы, чтобы их число увеличивалось, тем более, что государство предоставляет льготы – регистрация бесплатная.
– Чего именно регистрируется больше?
– Мультимедийная и программная продукция, научная литература, не обнародованные произведения начинающих литераторов и сценаристов и, конечно, музыкальные произведения. Однако случается, что регистрируют специфические научные отчеты и даже сценарии шоу-программ. Как видите, довольно широкий спектр продукции. Это нас радует.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год