“Информационный запал” для “всемирной бензоколонки”

НУРАНИ

Между США и Саудовской Аравией разразился дипломатический скандал. 10 июля на заседании консультативного совета при Пентагоне выступил с докладом сотрудник научно-исследовательской корпорации “Rand” Лоран Муравек, в прошлом консультант французского министерства обороны. Почти через месяц, 7 августа, резкие заявления Муравека процитировала The Washington Post, и ее статья произвела эффект разорвавшейся бомбы.

По мнению Муравека, Саудовская Аравия – не союзник, а враг Соединенных Штатов, и Вашингтону следует предъявить ей ультиматум: если она не перестанет поддерживать террористов, то США захватят ее нефтяные месторождения и ее авуары в американских банках. “Саудовская Аравия поддерживает наших врагов и обрушивается на наших друзей”, – заявил в докладе Муравек, назвав Саудовскую Аравию “средоточием зла” и “самым опасным оппонентом” Америки на Ближнем Востоке. Как указывает газета, в полемику с Муравеком из всех членов совета вступил только Генри Киссинджер, заявивший, что “Саудовская Аравия не является стратегическим противником США. Она делает вещи, которые я не одобряю, но она и не стратегический противник”. Официальные представители Пентагона поторопились отмежеваться от доклада “Rand”, не опровергая при этом его содержания.

“Ни доклады, сделанные на консультативном совете, ни замечания его членов не отражают официальной позиции министерства обороны, – поспешила заявить пресс-секретарь Пентагона Виктория Кларк. – Саудовская Аравия является давним другом и союзником США.” “Что из того, что большинство участников теракта 11 сентября оказались саудовцами? – сказал министр обороны США Рамсфелд. – Тем не менее мы держим на территории Королевства внушительный воинский контингент, да и история отношений у нас давняя.”

По его словам, публикация в газете секретного доклада наносит ущерб интересам США – статья создает впечатление, будто доклад, представленный аналитической корпорацией, отражает точку зрения правительства. Это не так, пояснил вслед за шефом официальный представитель оборонного ведомства Филип Рикер. “США поддерживают с Саудовской Аравией хорошие отношения, – сказал он. – Королевство сотрудничает с нами в борьбе с терроризмом”.

Официально Саудовская Аравия на публикацию в The Washington Post не отреагировала, но уже на следующий день министр иностранных дел Королевства принц Сауд заявил: “Мы не предоставим свою территорию для проведения наземной операции против Ирака”. На первый взгляд, все смахивает на традиционную схему “утечки”, случившейся на удивление некстати. Но сенсация The Washington Post, и двусмысленные заявления чиновников Пентагона могут быть и частью многоходовой дипломатии в Персидском заливе – регионе, от положения дел в котором зависит прежде всего уровень цен на нефть, на колебания которых болезненно реагирует даже сверхустойчивая экономика Запада. О необходимости пересмотра политики в отношении Саудовской Аравии в США заговорили задолго до скандального доклада. Саудовская Аравия согласилась предоставить США свой командный центр для использования в антитеррористической операции в Афганистане только после долгого дипломатического торга.

Еще раньше муллы в мечетях Эр-Рияда открыто призывали убивать всех американцев и военных, и гражданских, и власти даже не делали попыток пресечь подобную деятельность. Периодически Эр-Рияд потрясает волна “мелких” терактов, направленных против американцев и британцев, а власти отделываются невнятными объяснениями про “бытовые причины”. О росте экстремистских настроений в странах Залива заговорили еще задолго до 11 сентября 2001 года. А после сентябрьской трагедии о необходимости корректировки отношений США с крупнейшей нефтяной монархией Залива в Вашингтоне не высказался только самый ленивый. Журналисты рассказывали о катастрофическом положении с правами человека в этой стране, о жесткости местного режима, который не так уж сильно отличался от установленных афганскими талибами порядков.

Но пока что дело дальше газетных статей и разного рода “ясных сигналов” не пошло. Эта самая зависимость от нефтяного экспорта арабских монархий Залива заставляет Вашингтон действовать осторожно и одновременно прилагать колоссальные усилия, чтобы сделать обстановку в Заливе хотя бы предсказуемой. Один из элементов этой стратегии – установление светского прозападного режима в Ираке. В своем недавнем выступлении в Сан-Франциско вице-президент США Чейни напомнил, что эта страна располагает 10% мировых запасов нефти… Но еще до терактов 11 сентября Джордж Буш провозгласил “Национальную энергетическую хартию”, одной из программных установок которой было избавление США от зависимости от нефтяного экспорта стран Залива. Одним из альтернативных источников нефти в этом документе был назван Прикаспийский регион, ключевое положение в котором занимает Азербайджан. Для того, чтобы наша страна оказалась в центре нового “геополитического шторма”, этого было бы вполне достатчно.

Но, вдобавок ко всему, на новую нефтяную стратегию Вашингтона откликнулась Москва. Еще в начале лета Россия по уровню добычи нефти вышла на первое место в мире, обойдя Саудовскую Аравию. А очень скоро в одном из американских портов пришвартовался груженый российской нефтью супертанкер, и пресса многих стран возвестила о “новом этапе энергетического сотрудничества” между Россией и США: Москва открыто брала на себя роль нефтяной альтернативы для США, не дожидаясь, пока в полную силу развернут свой нефтеэкспорт Азербайджан и Казахстан.

И любое обострение отношений США с арабскими экспортерами нефти для России означает повторение событий “энергетического кризиса” семидесятых годов, в результате которых СССР получил баснословные вливания “нефтедолларов”. И, понятное дело, далеко не всем в Москве захочется делить сверхприбыльный американский рынок с Казахстаном и Азербайджаном – в таком случае у Москвы уже не будет шансов превратить свою “нефтяную трубу” в политический рычаг во взаимоотношениях с США.

Именно в те дни, когда ситуация в Персидском заливе приблизилась к развязке, на Каспии начались российские военно-морские учения, о которых американская Christian Science Monitor сообщила под красноречивым заголовком: “Российские корабли на Каспии гонят нефть на север”. И в то время как в самом Прикаспии многие уверены, что маршруты нефтеэкспорта отсюда уже определены, контракты подписаны и вряд ли можно рассчитывать на новый геополитический передел региона. На Западе за российскими учениями на Каспии следят с нервозным вниманием. И не исключают, что Москва может попытаться перекроить ситуацию на Каспии силовым путем.

Так или иначе, а Прикаспийский регион в очередной раз оказывается в центре “черной геополитики”. С одной стороны, выходу расположенных здесь стран на мировой нефтяной рынок будут всячески препятствовать эмираты Залива. С другой, весьма логично ожидать попыток противодействия и со стороны России. Наконец, перехватить инициативу у США на Каспии постарается Иран – сегодня последствия такой политики будут для Ващингтона куда более болезненными, чем еще пять лет назад. А это значит, что Азербайджану следует быть готовым к самому невероятному развитию событий.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: