Р.НАСИРОВ
Министерство экономического развития (МЭР) Азербайджана подготовило проект концепции и прогноза социально-экономического развития Азербайджана на 2003 год. К сожалению, один из авторов проекта, начальник Департамента экономической политики и прогнозирования Шаин Садыхов, сказав, что вариант составлялся многопрофильный, не раскрыл его конкретных деталей. Стало известно лишь, что за базовую в проекте принята цена нефти в 2003 году на уровне 21 доллара за баррель. В зависимости от этой цифры и рассчитывались все макроэкономические прогнозные показатели экономики страны.
Конечно, до конца года эта цифра может существенно измениться, и тот факт, что документ еще будет рассматривать Кабинет министров, дает МЭР временную фору. Хотя можно утверждать, что в вопросе цен на нефть министерство уже подстраховалось. Например, по прогнозам ГНКАР, цена на нефть марки Azeri Light на международных рынках в следующем году будет равна 22 долларам (“Тренд”). И учитывая тот факт, что Azeri Light и так оценивается на рынке дороже среднеазиатского “брента” на 1 доллар, то напрашивается естественный вывод: специалисты МЭР предсказывают среднюю цену на нефть на мировых рынках на уровне далеко не низких прогнозов ГНКАР.
Радуют также весьма оптимистичные надежды ОПЕК и России, связанные с ценами на нефть: руководство картеля уже не первый год заявляет, что его полностью удовлетворит ценовой интервал в пределах 22-28 долларов, с возможным ростом даже до 30 долларов за баррель, а ответ России лишь корректирует этот интервал с 22 до 25 долларов за баррель.
Однако уже сегодня некоторые международные эксперты предсказывают резкое падение спроса на нефть в 2003 году. Как сообщает Financial Times, аналитики международного рейтингового агентства Fitch, прогнозируя состояние экономики России на 2003 год, не исключают за тот же период вероятности падения цен на нефть до 17 долларов за баррель. О престиже этой организации можно судить хотя бы потому, что она, анализируя экономико-инвестиционное состояние экономики разных стран, присуждает им международные рейтинги, которые, собственно, никем после не оспариваются. В России, видимо, склонны прислушиваться к мнению международных экспертов в этой области. И есть почему – падение цен всего на 1 доллар приводит к снижению доходов этого государства более чем в 1 млрд. долларов.
В результате, российская концепция функционирования национального хозяйства в 2003 году и на период до 2005 года, включает цену экспортной нефти в 19 долларов за баррель. Впрочем, прогноз прогнозу рознь и в ответ на все это начальник департамента МЭР лаконично заметил: “Да хоть пускай российские эксперты головой об стену бьются, мы этого делать не будем”. Резюмируя вопрос нефти, уместно сослаться на информацию “Тренд”, согласно которой, в зависимости от ключевых показателей для прогнозирования доходных статей госбюджета на 2003 год, поступления от продажи нефти составят 79% азербайджанского экспорта. А валютная выручка от такого экспорта, исходя из прогноза Минэкономразвития, может оцениваться в 2008-2209 млрд. манатов.
…Нереалистичными кажутся прогнозы МЭР по цене на доллар, исходя из которых, собственно, и рассчитывались прогнозы по валютной выручке. Согласно информации, 1 доллар в следующем году будет равен 4887 манатам. Признаться, на фоне комментариев, полученных нами из Нацбанка Азербайджана (НБА), курс, включенный в концепцию МЭР, мягко говоря, нереалистичен. Так, в результате запроса в Нацбанк выяснилось, что работа НБА будет строиться, исходя из того, что тенденция роста цены американской валюты по отношению к манату в 4,5% в 2001 году сохранится не только в текущем, но и в 2003-м. Отсюда несложно подсчитать максимальную цену доллара, до которой он должен увеличиться в этом году. К примеру, официальный курс НБА 24 января 2001 года был равен 4585 манатам за 1 доллар. В декабре 2001 года он возрос уже на 184 маната (4769 манатов). А в 2002 году динамика роста на 4,5% должна увеличить курс до 4985 манатов, в будущем году – до 5207 манатов (рост на 224 маната).
Учитывая сегодняшнюю стоимость 1 доллара (4886 манатов), пока еще сложно сказать, удастся ли НБА удержать курс валюты на прогнозируемом уровне в этом году. Не говоря уже о следующем… Но уже сегодня ясно одно: МЭР, составляя социально-экономические прогнозы, ориентировалось на нереальный курс валюты. Между тем именно этот показатель в условиях долларизованной экономики Азербайджана формирует внутренние цены на многие виды потребительской продукции. Цена на товары по цепочке приводит к зарплате граждан. А это уже социальный фактор, который, кстати, непосредственно связан с содержимым карманов каждого из нас…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год